Лепетан Ирина
Использование речевого материала по математике на занятиях по ФЭМП и вне занятий
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование речевого материала по математике на занятиях по ФЭМП и вне занятий»
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам образовательная программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей. Образовательная область "коммуникация" прослеживается практически во всех образовательных областях, в том числе и в области "познание" при ФЭМП.
Публикация «Использование речевого материала по математике на занятиях по ФЭМП и вне занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация, внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.
У детей с речевыми и познавательными нарушениями, как правило, оказываются недостаточно сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы, а отсюда, как следствие, и трудности в усвоении математики.
В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по ФЭМП необходимо решать следующие задачи.
1. Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой.
2. Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом.
3. Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.
4. Автоматизация поставленных звуков.
5. Формирование грамматического строя речи.
6. Активизирование умственной деятельности детей.
7. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
В процессе ФЭМП воспитателю представляются большие возможности для обогащения и расширения словаря детей, практическому усвоению грамматических форм (таких как согласование, падежное управление, словоизменение, а также для обучения связной речи.
Если логопед работает над пониманием значения грамматических форм слова, отрабатывает модели словообразования, словоизменения, то воспитатель при формировании математических представлений создаёт базу для коррекционной работы по усвоению навыков словоизменения и словообразования, делает речь ребёнка максимально развёрнутой (например, при счёте каждый раз называя предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора)
На примере некоторых задач, стоящих перед воспитателем можно проследить, как осуществляется взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда при формировании математических представлений.
Формируя представления о цвете и форме, воспитатель параллельно закрепляет умения детей изменять прилагательные в роде, числе и падеже; отрабатывает навык согласования прилагательных с числительными и существительными (красный кубик, два желтых круга).
Отрабатывая величинные понятия, воспитатель учит детей не только сравнивать предметы, но и выражать это словами, используя существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами: cтyл – стульчик – стулище; нос- носик – носище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов.
При сравнении предметов, воспитатель побуждает детей использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный - короткий.
Параллельно отрабатывается и употребление сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше). Например: Синяя лента короче красной. Саша выше Димы. Настя ниже Даши.
Наибольшие трудности у детей с нарушениями речи вызывает формирование пространственных и временных понятий. При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве.
Закрепляя временные понятия (части суток, времена года, месяцы, дни недели) воспитатель расширяет и активизирует словарь детей. Используя антонимы, дети усваивают такие понятия, как раньше-позже, до-после, было-будет, вчера-сегодня, учатся понимать смысл слов, обозначающих противоположные действия. Используя развёрнутые ответы при ответе на вопросы, у детей развивается связная речь:
- Что стоит между понедельником и средой?
- Кто самый старший (младший?
- Назови второй осенний месяц и т. д.
При обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям происходит усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей, количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, пять бабочек, пять флажков).
Для лучшего усвоения детьми этих грамматических категорий используется утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных. Например: "Есть – нет" (У меня есть два красных помидора. – У меня нет двух красных помидоров.). - "Больше – меньше" (Пять огурцов больше, чем три огурца).
Успешное закрепление лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, закрепление поставленных логопедом звуков происходит и в процессе составления и решения задач (по моделям, по картинкам).
Широкие возможности для формирования математической культуры у дошкольников представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Ценность этих произведений заключается прежде всего в их высокой интонационной выразительности. Звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приё мами: хлопает в ладоши, выполняет ритмические движения, использует контактное взаимодействие (прикосновение-поглаживание, что также используется в процессе мате матического образования детей.
1. Прыгать заинька горазд
Он подпрыгнул десять раз,
Начинайте-ка считать:
Один, два, три, четыре, пять…
2.«Пироги пекла Лиса»
Вот какие чудеса пироги пекла Лиса.
Первый – для норушки, для мышки – поскребушки.
Второй пирог – для Зайки, для Зайки – побегайки.
Третий – на тарелочке – хлопотунье Белочке.
И т. д.
Скороговорки :
Опять пять ребят, нашли у пенька пять опят.
Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Ворона вороне на день рожденья
Прислала 3 ведра варенья.
Прилетела вся родня, варенье съели за 3 дня!
Я бродил один у горки,
Собирал скороговорки.
В один клин,
Клим, колоти.
Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.
Возле грядки - две лопатки
Возле кадки - два ведра.
Пара птиц порхала, порхала
Да и выпорхнула.
Летели три вороны
Черны, пестроголовы
Летят три пичужки
Через три пустые избушки
Сидели на лавочке две Клавочки,
Делили булавочки.
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мышки поплоше
Несли по два гроша
Три вороны на воротах
В пруду у Поликарпа-
Три карася, три карпа
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели
На дворе трава, на траве – дрова:
Раз – дрова, два дрова, три дрова.
Пословицы и поговорки:
Одной рукой и узла не завяжешь.
Старый друг лучше новых двух.
Один ум хорошо, а два лучше.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Заблудился в трёх соснах.
Семь пятниц на неделе.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Весна да осень — на дню погод восемь
Загадки.
Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка, Кто так может закружиться,
Ты получше посмотри – Кто так может танцевать,
Это вроде бы и буква, Кто так может прокатиться?
Но ещё и цифра … (три). Ну, конечно, цифра (пять)
Работа по активизации речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится поэтапно.
1. Начинается с обследовательских действий: ощупывание точек, цифры или геометрической фигуры, сделанной из пластмассы, фанеры, наждачной бумаги и др. материалов. В процессе этого вида деятельности дети учатся рассказывать о своих ощущениях, догадках, у них развиваются двигательная и зрительная память, мышление, внимание, речь.
2. Обводка цифры, штриховка, раскрашивание. Дети учатся согласовывать действия обеих рук, развивают глазомер, точность движений, аккуратность в ходе выполнения задания уточняются знания детей о цвете, а расположении цифры на листе, умение ориентироваться на плоскости.
3. Составление цифры из кубиков, выкладывание из окружающих предметов, составление её из частей - направлены на развитие аналитико – синтетической деятельности, внимания, памяти, развития моторики, умение ориентироваться в пространстве.
4. Для развития воображения проводится задание «На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.
Эту цифру знать изволь: как баранка – цифра 0.
Единица, будто спица. Вот какая единица.
Шея, хвост и голова, словно лебедь – цифра 2.
5. Рисование цифры мокрым пальчиком на доске, на песке, в воздухе. В данном задании закрепляется образ цифры не только зрительно и моторно, дети учатся соотносить речевое обозначение цифры с её графическим изображением.
6. Чтение и заучивание стихов про цифры.
Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу.
7. Создание из детских рисунков коллажа математического содержания, по которому дети придумывают сказки и рассказы. В процессе этого вида работы развивается связная речь детей, обогащается и активизируется их словарный запас, формируется умение выступать перед слушателями, развивается выразительность речи.
8. Придумывание сказок и рассказов.
«Жил во дворце один Король …»
Жил во дворце один Король, любил он очень цифру Ноль.
Ходил он с круглым животом и с круглой головой притом, и две его кривых ноги вполне за «НОЛЬ» сойти могли, и вместо подписи Король на письмах ставил круглый НОЛЬ. А дочь его, краса – девица, была стройна, как ЕДИНИЦА, и платье длинное до пят любимый был её наряд. Когда они шагали вместе, как ЕДИНИЦА с цифрой НОЛЬ, то были, как число, как ДЕСЯТЬ, Принцесса – дочка Короля.
Придумывание описательных рассказов о цифрах от первого лица, например: «Я единица. У меня острый нос. Я очень любопытная, везде его сую, поэтому он и стал у меня такой длинный. Ко мне не подходи, а то уколю».
Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников.
Сказка «Маша и Медведь» помогает формировать количественный и порядковый счёт, временные представления (части суток, представления пространственные о величине (размере) и форме.
Сколько героев в сказке? (четыре)
Сколько из них людей? (трое)
Сколько животных? (одно)
Кто из героев самый большой? (медведь)
А Машенька какая по размеру? (маленькая)
Составьте из геометрических фигур медведя.
Какие фигуры вам для этого потребуются? (круг, овал, прямоугольники)
Сколько времени отсутствовала Машенька? (целый день)
Перечислите части суток, о которых говорится в сказке? (утро, день, вечер, ночь).
Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться.