МААМ-картинки

Использование системы альтернативной коммуникации с карточками PECS с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра

Поянэ Ольга Юрьевна
Использование системы альтернативной коммуникации с карточками PECS с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра

У некоторых детей наблюдаются отклонения в речевом развитии. Если малыш с трудом произносит слова или совсем не разговаривает, то необходимо с ним заниматься и обучать общению с людьми. В этом поможет использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. С их помощью ребенок может стать замечательным коммуникатором, даже если он молчит.

PECS, или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80 - х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост из Программы исправления аутизма в городе Делавэр (штат Нью - Джерси).

Публикация «Использование системы альтернативной коммуникации с карточками PECS с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).

Задачи работы с детьми: развивать умения обучающихся с расстройствами аутистического спектра выражать свои просьбы и требования в совместной с другими людьми деятельности; развивать умения обучающихся задавать вопросы разного характера, привлекать к себе внимание окружающих; развивать диалоговые формы общения детей с РАС с окружающими людьми; развивать умения обучающихся называть, комментировать и описывать окружающие предметы, людей, действия, события окружающие их; развивать умения выражать свои эмоции, чувства, сообщать о них окружающим в совместно организованной деятельности; развивать социально - ответные реакции обучающихся, умения отвечать на поставленные вопросы окружающих; развивать социальное поведение у детей с РАС.

Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS : отработка сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2 - 3 действий, когда действия не называются.

Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше пяти лет; проводят ее в виде тренинга, который можно проводить как в образовательном учреждении, так и дома.

С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.

Стадия первичного обучения – осуществляется физический обмен картинки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). Вторая стадия обучения – обучение ребенка отдавать карточку, если человек не рядом (спонтанные действия). Необходимо сделать книгу с набором карточек и коммуникационное поле (книгу, на которое ребёнок будет выкладывать карточки, изученные ранее. Третья стадия обучения – выбор двух - трех различных картинок, обучение распознавать, что изображено на карточке. Четвертая стадия обучения – обучение составлять предложения из карточек. Используются полоска в книге для составления предложения «Я хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)», также используется техника «обратной цепочки». Пятая стадия обучения – обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек. Шестая стадия обучения – обучение делать комментарии при помощи карточек.

Работа с каждым ребенком осуществляется индивидуально в организованной деятельности с педагогом (на начальных этапах с помощником) через разные виды детской деятельности, но в основном через игровую деятельность (познавательную и др., с использованием разных методов и приемов: игровые методы и приемы, разнообразные упражнения, работа с «Коммуникативной книгой», моделирование и пр. Работа с детьми активно осуществляется в структурированной учебной среде, так и в неформальной учебной обстановке.

Обязательное условие для начала обучения по программе PECS –вызвать у ребенка самостоятельное желание что - то получить или сделать. Конечная цель –самостоятельное и активное общению детей с РАС с окружающими его людьми, длительное по времени и продуктивное.

Очень важно для наших детей - давать поощрение сразу после выполнения задания. Мы используем разные поощрения : социальные (молодец, пищевые стимулы, предметные стимулы, жетоны для получения пищевого или предметного поощрения.

Альтернативная коммуникация с использованием невербальных средств общения используется нами как активное дополнение к вербальной коммуникации, при обязательном учете психо - физических особенностей детей, их когнитивных способностей, сенсорных и поведенческих особенностей, а так же индивидуально - дифференцированного подхода.

Таким образом, аутизм рассматривают как вариант тяжелого нарушенного развития, отклоняющегося от нормативного, который проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, т. к. требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

Процесс освоения «аутичным» ребенком необходимых навыков межличностных отношений является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

Публикации по теме:

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Игры с природными трафаретами на прогулке с младшими дошкольникамиИгры с природными трафаретами на прогулке с младшими дошкольниками Фотоотчет "Игры с карточками на прогулке с младшими дошкольниками" Однажды в одноклассниках я нашла интересную игру. Для нее нужно было.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование системы альтернативной коммуникации с карточками PECS с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 19:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД