Получи документы

Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Ирина Субханкулова
Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.

Публикация «Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

- здоровьесберегающие технологии;

задачи: 1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; 2. Увеличение резервов здоровья

формы организации: 1. Пальчиковая гимнастика; 2. Гимнастика для глаз; 3. Дыхательная; 4. Артикуляционная; 5. Музыкально-дыхательные тренинги; 6. Динамические паузы; 7. Релаксация; 8. Арттерапия, сказкотерапия; 9. Двигательная терапия, музыкотерапия; 10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

- технологии проектной деятельности

Задача1. Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия

Формы организации: 1. Работа в группах, парах; 2. Беседы, дискуссии; 3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения

- технология исследовательской деятельности

Задача:Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Формы работы:- эвристические беседы;- постановка и решение вопросов проблемного характера;- наблюдения;- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия.

- информационно-коммуникационные технологии;

Задачи: 1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ; 2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Особенности использования ИКТ

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Исследовательский характер

Легкость для самостоятельных занятий детей

Развитие широкого спектра навыков и представлений

Возрастное соответствие

Занимательность.

Классификация программ:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий :

- Недостаточная методическая подготовленность педагога

- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

- Бесплановость, случайность применения ИКТ

- Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога :

- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

- Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

- Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

- личностно-ориентированные технологии;

Задачи: 1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.

2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации: 1. Игры, спортивные досуги, НОД. 2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. 3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды

- технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

Функции портфолио

Диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка;

Целеполагающая – поддерживает учебные цели;

Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;

Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

Задачи: 1. Учитывать результаты, достигнутые дошкольником (педагогом) в разнообразных видах деятельности. 2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы дошкольника (педагога)

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

I.Общие сведения о дошкольнике (педагоге);

II. результаты педагогической деятельности;

III. научно – методическая деятельность (для педагога)

IV. предметно – развивающая среда;

V. Работа с родителями

- игровая технология

Задачи: 1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия. 2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения 3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия 4. Решение задач «социального» закаливания 5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Формы организации: 1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться 2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры 3. Сказкотерапия. 4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки. 5. Тренинги, самопрезентации

- технология «ТРИЗ» и др.

Теория решения изобретательских задач. Это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам»

Преимущества ТРИЗ:

- не требует больших затрат времени;

- можно использовать в традиционной системе обучения;

- развивает фантазию, воображение у детей;

- вселяет уверенность в своих силах.

Основные методы ТРИЗ: -мозговой штурм; - метод фокальных объектов; - метод системного оператора; - морфологический анализ; - синектика. – отсроченная отгадка; - метод аналогии; - «примеривание на себя»; - прием «выход за пределы»;

ТРИЗ – это

- приемы нахождения новых идей;

- приемы фантазирования;

- алгоритм создания собственных творч-х продуктов: сочинение загадок, игр, сказок и т. д.

- решение изобретательских задач под девизом: «Не навреди!»

Технология исследовательской деятельности - один из перспективных технологий, которые служат развитию познавательных способностей детей.

Цель:развивать интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску;

стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Ожидаемый результат:

Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию

Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность

Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач

В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности

Развивающая среда:картотека; детская лаборатория;огород; моделирование,проект и др.

Формы и приемы:Наблюдение, опыты; проекты; моделирование; мнемотаблица и др.

Опыты и наблюдения, которые я провела и можно провести в детском садике:

«Что птицы кушают зимой», «Эффект радуги», «Разноцветные растения», «Посадка лука», «Наблюдение за деревьями в разные времена года», «Влияние тепла на рост растений», «Почему тает снег», «Как набухают почки весной» и др

Исследуя объект с разных сторон, дети изучают все его характеристики, т. е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, и по возможности нужно создавать условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Провели опыт, название которого «Посадка лука». В ходе опыта вспомнили сказку «Репка», инсценировали ее и решили с детьми тоже вырастить свой урожай. В самом начале нашей работы мы изучили внешний вид семян. Определили, какие растения мы будем выращивать на нашем огороде. Проведя беседу о пользе витаминов и их нехватке ранней весной, решили посадить лук. Затем стали выяснять, как нам посадить семена, что для этого необходимо. Приготовили почву, емкости для посадки, лейку с водой, инвентарь. Перед посадкой дети познакомились со свойствами почвы и ее внешним видом. Посадили семена и приготовили дневник наблюдений. И началась наша работа по уходу за растениями. Мы рыхлили почву, поливали, следили за тем, чтобы растениям хватало света. Сколько радости было на лицах детей, когда они увидели первые всходы. Вот такой у нас огород. Первые результаты нашего труда нашли отражение в аппликации. Рассмотрели растения, увидели, что появились первые два листочка, зеленые и тоненькие. Растения детям показались очень маленькими и беззащитными, что еще больше мотивировало их в уходе и выращиванию лука. Каждое утро бежали они к подоконнику, чтобы проверить все ли в порядке с их питомцами. Когда появился третий лист, все очень обрадовались, и была проведена беседа о пользе витаминов весной.

И так же следили за цветением комнатных фиалок, которому дети особенно были рады, и на праздник мам мы решили сделать аппликацию «Весенние цветы».И вот что у нас получилось.

В ходе опыта познакомили детей с особенностями выращивания рассады, полным циклом жизни растения. С детьми мы не только занимались выращиванием растений, но и проводили дидактические, подвижные игры, беседы, игровые занятия, читали различную художественную литературу соответствующую данной теме. В результате нашей работы мы помогли детям:

- Выяснить, что нужно растениям для роста и развития. Определить способы выращивания. Научились сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.

- Появился интерес к росту и развитию растений.

- Смогли обогатить, расширить и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.

- Развить связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.

- Развить творческие способности через продуктивную деятельность.

- Воспитать любознательность и наблюдательность.

Вот такое количество задач можно решить с помощью исследовательской деятельностиЭкологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.

«Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала

И росли, как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!»

Мастер класс

Подвижные игры по экологии.

«Воробьи зимой».

Прыг да скок, ну что за птица,

Все на месте не сидится.

С виду нет его храбрей,

Шустро скачет воробей.

1. Все игроки «воробьи» летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение, после слова «воробей» называет имя водящего. То кого назвали громко «чирикает», все воробьи должны быстро собраться в стайку вокруг него. Кто опоздал, «остался голодным» и выбывает из игры.

2. Все игроки «воробьи» делятся на группы. У каждой группы свой вожак. Воробьи летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение. После слова «воробей», вожаки громко «чирикают», все воробьи должны слететься к своему вожаку, клевать зерно. Кто замешкался «остаётся голодным» и выбывает из игры.

Перед началом игры необходимо рассказать детям об условиях выживания воробьёв зимой.

«Земля, вода, воздух».

Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух». Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры.

«Раз, два, три! Беги!»

Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одни и те же названия не должны повторяться. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Игроки могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами цветов, рыб, зверей, птиц.

«Ловля рыб».

Выбираются два игрока - «рыболовы». Остальные дети - «рыбы», разделены на несколько групп. Каждая группа имеет своё название рыб. В начале игры между «рыболовами» и «рыбами» происходит разговор:

- Что вы вяжете? — спрашивают рыбы.

- Невод, — отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.

- Что вы будете ловить?

- Рыбу.

- Какую?

- Щуку.

- Ловите!

«Рыбы» - щуки бегут до установленной черты. «Рыболовы» стараются поймать их. Пойманные игроки выбывают из игры. Игра повторяется, но называется другая рыба.

Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами речных и морских рыб.

«Лягушки в кадушке».

На старой кадушке

Плясали лягушки,

Зеленые ушки,

Глаза на макушке.

Я к ним подошла —

Они в воду бултых!

На полу раскладываются обручи, по количеству участников игры. Каждый играющий — рядом с обручем. Ведущий ходит между ними и произносит стихотворение. Дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. Со словом «бултых!», дети-лягушки прыгают внутрь обруча. Ведущий старается занять обруч зазевавшегося лягушонка. Оставшийся без обруча пропускает ход или встает на место ведущего.

Ведущий словами: «Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки», дает сигнал для новой игры.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности.

Использование современных образовательных технологий в коррекционной (логопедической) работе с детьми дошкольного возраста Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Презентация «Нетрадиционные материалы в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Охрана природных ресурсов и их национальное использование являются важнейшей государственной задачей. Ответственность каждого человека за.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Актуальность. -закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка» «Использование современных здоровьесберегающих.

Нетрадиционные материалы в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста Набор «Паровозики» Цель: ознакомление с названиями дней недели, месяцев, частей суток. Материал: картон, гуашь. Набор «Золушка» Цель: развитие.

Нетрадиционные материалы в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста Набор «Биологический комод» Цель: развитие умения различать объекты природы, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Материал: деревянный.

Нетрадиционные материалы в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста Набор «Экологические сказки» Цель: развитие речи детей, развитие умения отождествлять себя с театральным персонажем, эмоционально проговаривать.

Нетрадиционные материалы в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста Набор «Волшебные гвоздики» Цель: развитие мелкой моторики, развитие внимания и ассоциативного мышления при создании образов объектов природы.

Нетрадиционные материалы в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста Набор «Времена года» Цель: ознакомление со временами года, развитие мелкой моторики, активизация словаря Материал: тканевое полотно ткань.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2018 в 19:07
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Субханкулова (УИ 1004103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД