Ирина Айрапетян
Использование средств регионального компонента для формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Мышление дошкольника конкретное, наглядно-действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень логического мышления и памяти дошкольников.
Публикация «Использование средств регионального компонента для формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах
Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина и другие подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др. Использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
В МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 109» мы давно и углубленно работаем по приобщению детей к кубанской культуре. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. Традиционно средства регионального компонента использовались нами в художественно-эстетическом и социально-коммуникативном развитии. Мы решили обратиться к кубанскому фольклору как к средству формирования элементарных математических представлений. Таким образом, осуществляется интеграция образовательных областей, а именно, гражданского воспитания и познавательного математического развития, что и требует от нас ФГОС ДО.
Формы работы с методическим пособием:
нами широко используются различные формы кубанского фольклора и художественного слова с математическим содержанием, например,
1. сказки, предания, сказки-побасенки, сказки-былички, присказки
2. песни, частушки
3. загадки
4. пословицы, поговорки
5. потешки, пестушки,
6. прибаутки, шутки
7. считалки, заклички
8. скороговорки
9. игры
10. произведения детских кубанских поэтов и писателей.
Нами были проанализированы и отобраны такие формы фольклора и авторские тексты, которые могут использоваться в игровых ситуациях по математике, причем во всех ее разделах (количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве).
Использование регионального компонента способствует
• формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения
• овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
• формированию умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно
• формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку
• развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач
• овладение навыками речевого общения
• развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Принципы отбора регионального компонента для дошкольников
При отборе произведений фольклора мы руководствовались следующими принципами:
1. Фольклорная форма или произведение художественного слова должны иметь математическое содержание;
2. Математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;
3. Словарный материал должен быть понятен современным детям;
4. Фольклорные формы и произведения художественного слова должны быть разнообразны и интересны.
Описание методического пособия
Сборник содержит разнообразные математические игры и упражнения (авторские и созданные на основе кубанского фольклора и художественного слова) по всем разделам математики
Количество и счёт ВеличинА
Геометрические фигуры
Ориентировка во времени
Ориентировка в пространстве
Раздел математики Подраздел математики Задачи Примеры дидактических игр
Количество и счет 1. Счет в пределах 10 Совершенствовать умение считать в пределах 10 • «Считай дальше»,
• «Отсчитай столько же»,
• «Найди пару» (счет по образцу,
• «Найди свое место» (счет по образцу,
• «Больше и меньше»,
• «У кого больше…»,
• «Исправь ошибку»
2. Порядковый счет в пределах 10 Закреплять навыки порядкового счета •
«Который по счету?»,
• «Угадай, что изменилось?»,
• «На котором месте стояла?»
3. Отношения между числами в пределах 10 Формировать понимание отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10)
• «Найди на один меньше (больше)» (лото,
• «Найди соседей числа» (лото)
4. Состав числа из единиц в пределах 5 Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 5 • «Составь число»,
• «Подбери столько же разных предметов»,
• «Я знаю пять названий цветов» (с мячом)
Величина 1. Сравнение предметов и раскладывание их в возрастающем и убывающем порядке Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке • «Наведи порядок»,
• «Сломанная лестница»,
• «Исправь ошибку»,
• «Найди недостающее»,
• «Расставь по порядку»
2. Развитие глазомера Развивать глазомер • «Сколько шагов»,
• «Дополни предложение»,
• «Найди такой же по величине»
Форма 1. Сравнение предметов и раскладывание их по форме Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур • «Найди пару»,
• «Найди (назови) предмет такой же формы»,
• «Подбери предмет»,
• «Дорисуй предмет»
Ориентировка в пространстве
1. Движение в заданном направлении Формировать умение двигаться в заданном направлении •
«Правильно пойдешь – секрет найдешь»,
•«Где спрятались игрушки?»
2. Ориентировка на листе бумаги Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги • «Найди пару»,
• «Найди такую же картинку»,
• «Запомни и повтори».
• «Что изменилось?»,
• «Составь узор»
Ориентировка во времени 1. Части суток Расширять и уточнять представления о частях суток • «Наш день»,
• «Назови соседей»,
• «Когда это бывает»,
• «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь»
2. Дни недели Формировать представления о последовательности дней недели • «Вчера, сегодня, завтра»,
• «Исправь ошибку»
Заключение
Отбирая и систематизируя произведения кубанского фольклора, мы пришли к выводу, что только небольшая часть песен, сказок, пословиц и других фольклорных форм может быть использована в работе с дошкольниками. В следствие этого появилась необходимость создания авторских заданий и упражнений по формированию элементарных математических представлений на основе регионального компонента. Нами были созданы математические игры и упражнения по всем разделам математики, подобран соответствующий иллюстративный материал. Кубанская история, культура и быт настолько многообразны, что позволяют создавать самые разные математические задания на своей основе. Опыт применения данных упражнений показал, что дети активно включаются в решение поставленных задач, ведь сочетание математики и регионального компонента очень необычно, вызывает повышенный интерес дошкольников к занятию.
Представленные в сборнике математические игры и упражнения могут быть не только использованы воспитателями ДОО в различных видах деятельности, но и дополнены ими самостоятельно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей конкретных детей.