Папки-передвижки

Использование средств регионального компонента для формирования элементарных математических представлений

Ирина Айрапетян
Использование средств регионального компонента для формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Мышление дошкольника конкретное, наглядно-действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень логического мышления и памяти дошкольников.

Публикация «Использование средств регионального компонента для формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина и другие подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др. Использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

В МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 109» мы давно и углубленно работаем по приобщению детей к кубанской культуре. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. Традиционно средства регионального компонента использовались нами в художественно-эстетическом и социально-коммуникативном развитии. Мы решили обратиться к кубанскому фольклору как к средству формирования элементарных математических представлений. Таким образом, осуществляется интеграция образовательных областей, а именно, гражданского воспитания и познавательного математического развития, что и требует от нас ФГОС ДО.

Формы работы с методическим пособием:

нами широко используются различные формы кубанского фольклора и художественного слова с математическим содержанием, например,

1. сказки, предания, сказки-побасенки, сказки-былички, присказки

2. песни, частушки

3. загадки

4. пословицы, поговорки

5. потешки, пестушки,

6. прибаутки, шутки

7. считалки, заклички

8. скороговорки

9. игры

10. произведения детских кубанских поэтов и писателей.

Нами были проанализированы и отобраны такие формы фольклора и авторские тексты, которые могут использоваться в игровых ситуациях по математике, причем во всех ее разделах (количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве).

Использование регионального компонента способствует

формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения

• овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

формированию умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно

формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку

• развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач

• овладение навыками речевого общения

• развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Принципы отбора регионального компонента для дошкольников

При отборе произведений фольклора мы руководствовались следующими принципами:

1. Фольклорная форма или произведение художественного слова должны иметь математическое содержание;

2. Математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;

3. Словарный материал должен быть понятен современным детям;

4. Фольклорные формы и произведения художественного слова должны быть разнообразны и интересны.

Описание методического пособия

Сборник содержит разнообразные математические игры и упражнения (авторские и созданные на основе кубанского фольклора и художественного слова) по всем разделам математики

Количество и счёт ВеличинА

Геометрические фигуры

Ориентировка во времени

Ориентировка в пространстве

Раздел математики Подраздел математики Задачи Примеры дидактических игр

Количество и счет 1. Счет в пределах 10 Совершенствовать умение считать в пределах 10 • «Считай дальше»,

«Отсчитай столько же»,

«Найди пару» (счет по образцу,

«Найди свое место» (счет по образцу,

«Больше и меньше»,

«У кого больше…»,

«Исправь ошибку»

2. Порядковый счет в пределах 10 Закреплять навыки порядкового счета •

«Который по счету?»,

«Угадай, что изменилось?»,

«На котором месте стояла?»

3. Отношения между числами в пределах 10 Формировать понимание отношений рядом стоящих чисел пределах 10)

• «Найди на один меньше (больше)» (лото,

«Найди соседей числа» (лото)

4. Состав числа из единиц в пределах 5 Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 5 • «Составь число»,

«Подбери столько же разных предметов»,

«Я знаю пять названий цветов» (с мячом)

Величина 1. Сравнение предметов и раскладывание их в возрастающем и убывающем порядке Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке • «Наведи порядок»,

«Сломанная лестница»,

«Исправь ошибку»,

«Найди недостающее»,

«Расставь по порядку»

2. Развитие глазомера Развивать глазомер • «Сколько шагов»,

«Дополни предложение»,

«Найди такой же по величине»

Форма 1. Сравнение предметов и раскладывание их по форме Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур • «Найди пару»,

• «Найди (назови) предмет такой же формы»,

«Подбери предмет»,

«Дорисуй предмет»

Ориентировка в пространстве

1. Движение в заданном направлении Формировать умение двигаться в заданном направлении •

«Правильно пойдешь – секрет найдешь»,

«Где спрятались игрушки?»

2. Ориентировка на листе бумаги Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги • «Найди пару»,

«Найди такую же картинку»,

«Запомни и повтори».

«Что изменилось?»,

«Составь узор»

Ориентировка во времени 1. Части суток Расширять и уточнять представления о частях суток • «Наш день»,

«Назови соседей»,

«Когда это бывает»,

«Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь»

2. Дни недели Формировать представления о последовательности дней недели • «Вчера, сегодня, завтра»,

«Исправь ошибку»

Заключение

Отбирая и систематизируя произведения кубанского фольклора, мы пришли к выводу, что только небольшая часть песен, сказок, пословиц и других фольклорных форм может быть использована в работе с дошкольниками. В следствие этого появилась необходимость создания авторских заданий и упражнений по формированию элементарных математических представлений на основе регионального компонента. Нами были созданы математические игры и упражнения по всем разделам математики, подобран соответствующий иллюстративный материал. Кубанская история, культура и быт настолько многообразны, что позволяют создавать самые разные математические задания на своей основе. Опыт применения данных упражнений показал, что дети активно включаются в решение поставленных задач, ведь сочетание математики и регионального компонента очень необычно, вызывает повышенный интерес дошкольников к занятию.

Представленные в сборнике математические игры и упражнения могут быть не только использованы воспитателями ДОО в различных видах деятельности, но и дополнены ими самостоятельно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей конкретных детей.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Дидактическая игра из бросового материала «Математические крышки» по ФЭМП (счет, числа-соседи, состав числа)Дидактическая игра из бросового материала «Математические крышки» по ФЭМП (счет, числа-соседи, состав числа) Дидактическая игра «Математические крышки» предназначена для изучения и закрепления у детей старшего дошкольного возраста счёта в прямом.

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуреИнтеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Мноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представленийМноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представлений Вот такой ежик из фетра не только развивает мелкую моторику у воспитанников, но с его помощью можно освоить элементарные математические.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Развивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представленийРазвивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представлений Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование средств регионального компонента для формирования элементарных математических представлений
Опубликовано: 14 марта 2023 в 15:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование средств регионального компонента для формирования элементарных математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Айрапетян (УИ 2536931) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД