Папки-передвижки

Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ

Майя Галуаева
Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития.

Публикация «Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности и способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Метод Интеллект-карт разработал английский психолог Тони Бьюзен. В своих книгах «Супермышление», «Научите себя думать» он описал принципы, по которым составляется интеллект-карта. По мнению Т. Бьзена, «в мыслях человека превалирует образы и их ассоциации. Слова же, которые мы используем, служат лишь транспортными средствами, «доставляющими» образы из вашего мозга в головы других людей. В центре внимания мозга всегда остается образ». Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображение, образа, размера. Т. Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Карты помогают ребенку зрительно представить абстрактные понятия, слово, предложение, текст. Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развивается как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление.

В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития речи у детей. В своей статье «применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников» В. М. Акименко писала, что «примерно до десяти лет у детей доминирует правое полушарие, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Следовательно, дошкольник в большей степени способен к восприятию правополушарной информации».

Результативность применения метода интеллект- карт достигается :

• Наглядностью – всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;

• Привлекательностью – хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

• Запоминаемостью – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

• Своевременностью – интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

• Творчеством – интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти не стандартные пути решения задачи;

• Возможность пересмотра – пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Выделяют общие требования к составлению интеллект–карты :

• Главная идея обводится в центре страницы.

• Лист располагается горизонтально.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

• Каждая мысль обводится.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

• Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:

• педагог (может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ);

• воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности);

• дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания – это поможет привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей на будущее – умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала).

Во всех случаях ребенок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных качеств, умение слушать педагога и сверстников, формирует желание быть активным, проявляет инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.

В условиях реализации ФГОС ДО метод интеллектуальных карт позволяет наиболее широко осуществлять интеграцию образовательных областей и решать образовательные задачи.

В с вязи с этим решили использовать данную технологию в МБДОУ № 59, участниками которого выступили не только педагоги и родители, но и воспитанники подготовительной к школе группы.

Выдвинули цель: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством введение в образовательный процесс технологии интеллект-карт.

Обозначили задачи:

• Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект-карт;

• Развивать психические функции (внимание, память, мышление);

• Стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;

• Формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность;

• Развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;

• Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;

• Ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательно-познавательной деятельности с детьми;

• Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участью в учебной деятельности.

В начале реализации данной технологии проконсультировали педагогов детского сада по теме «Использование метода интеллект-карт в детском саду». В коллективной форме, педагогами была разработана интеллект-карта по теме «ФГОС ДО». Педагоги принявшие участие в создании интеллект карты отметили свою заинтересованность данным методом, так же отметили эффективность данной технологии в образовательном процессе с дошкольниками.

Дальше разработали и создали совместно с детьми интеллект-карты по познавательному развитию «Виды транспорта». Данная карта применяется как наглядно-дидактическое пособие для самостоятельной деятельности детей.

В рамках подготовки к смотру патриотических уголков в ДОУ была создана интеллект карта «Россия». Карта дает общее представление о нашей стране: символика, народы, природные зоны, достопримечательности, животный и растительный мир. Используется как наглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию.

В рамках мероприятия «Покормите птиц зимой!» была разработана и создана интеллект-карта «Зимующие птицы». С помощью данной карты дети закрепили понятие «Зимующие птицы», обсудили способы помощи птицам, описали виды возможных кормушек и повторили правила кормления птиц зимой. Все знания и умения дети потом применили на практике.

На данном этапе стала понятно, что дети привыкли к работе с интеллект-картами. Поэтому решили поручить в качестве домашнего задания изготовить интеллект-карты на различные темы. Темы предложили детям на выбор. Также помогли родителям. Провели с ними мастер-класс по теме «Создание и применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании».

В заключение можно сделать вывод: в результате систематического использования технологии создания интеллектуальных карт нами была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Интеллектуальная карта стимулировала детей к общению, совершенствовались социально-коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаясь от обсуждаемой темы. У детей сформировались аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи. Вместе с тем оптимизировалась общая психологическая атмосфера в группе, хотя и не ставилось такой задачи. Сложилось общая стойкая положительная динамика сотрудничества.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Использование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУИспользование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУ Головоломка Танграм успешно используется в работе с детьми, интерес к ней то угасает, то вновь возрастает. Хочу поделиться своим опытом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 22:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД