МААМ-картинки

Использование элементов психогимнастики в социально-эмоциональном развитии дошкольников

Ирина Крысина
Использование элементов психогимнастики в социально-эмоциональном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Использование элементов психогимнастики в социально-эмоциональном развитии дошкольников» размещена в разделах

В последнее время современные родители всё больше заняты проблемами образования. Они заботятся о том, чтобы дети много знали, имели преимущества перед сверстниками. Ими делается основной упор на подготовку к обучению в школе. Воспитание и развитие как бы отходят на второй план. У занятых взрослых всё меньше остается времени для детей. Они мало знают о внутреннем мире ребенка, его нравственных переживаниях и поисках. Телевизор и компьютер заменяют живое общение.

Сегодня особенно, когда мир потрясён волной жестокости и безнравственности, так необходимо позаботиться о развитии именно эмоциональной сферы ребенка, его коммуникативных навыках. Таким образом, педагоги в детском саду считают важным, научить ребёнка общаться, понимать эмоциональное состояние других людей и своё собственное. В решении этой проблемы, мы предполагаем, поможет использование в образовательном процессе элементов психогимнастики.

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Наиболее популярной у педагогов детского сада является психогимнастика Чистяковой М. И. В первую очередь тем, что она ориентирована на детей младшего школьного и дошкольного возраста.

Детям, прошедшим курс психогимнастики М. И. Чистяковой, становится проще общаться со сверстниками и взрослыми, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатывается положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. д.). Изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность). Материалы этих занятий носят психопрофилактический характер. Это важно когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной или двигательной разрядки становится меньше.

Занятия строятся (Чистякова М. И.)по определенной схеме и состоят из 4 фаз.

1 фаза - мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

Модели эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др., чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с мимикой, жестом, позой, походкой.

2 фаза - этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой, их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение полученных ранее сведений. Гармонизация личности ребёнка. Фаза носит психопрофилактический характер.

3 фаза - этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребенка или группу в целом.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинги, моделирования стандартных ситуаций.

4 фаза - психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

В детском саду педагог использует только элементы психогимнастики для развития у детей - внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений, коммуникативных навыков, умений. Основной целью является: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, наладить взаимоотношения с коллективами детей и взрослых.

В процессе этого дети учатся свободно выражать и контролировать свои чувства и поступки. Надо отметить то, что сам педагог и родители воспитанников учатся вместе с детьми. Это позволяет им лучше понимать себя и друг друга.

Наш детский сад работает по программе развития и обучения детей в детском саду «Детство» (2). В разделе «Ребёнок входит в мир социальных отношений» решаются задачи, направленные на развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. А также приобщение дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения.

В разделе «Ребёнок входит в мир социальных отношений» есть 3 подраздела.

1. Ребёнок и взрослые.

Углублять представление о людях. Устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием детей и взрослых. Знать членов семьи, уметь заботиться о ней. Отвечать на вопросы о семье. Уметь обращаться к воспитателю по имени и отчеству, проявлять интерес к действиям и словам воспитателя.

2. Ребёнок и сверстники.

Иметь представление о детях разного возраста и пола. Знать имена. Рассматривать картинки, фото, отражающие сюжеты общения, совместные дела и т. д. рассуждать о негативных проявлениях. Различать по мимике, жестам эмоциональные состояния, слушать интонацию речи, её содержание. Знать элементарные правила культурного поведения.

3. Отношение ребёнка к самому себе (самосознание).

Уметь называть себя, свой адрес, уметь рассказывать о некоторых особенностях своего организма. Осознавать свои состояния, желания. Знать события жизни своей семьи. Устанавливать связь между действием и своими ощущениями.

Работая по данному разделу программы «Детство» и решая поставленные задачи, мы активно применяем элементы психогимнастики.

Начиная работу, мы изучили литературу по проблеме (смотри Литературу). Консультировались с педагогом-психологом, старшим воспитателем. Так как «именно игра является источником развития дошкольника, создает зону ближайшего развития» (А. С. Выготский, мы начали использовать игры и этюды в свободной деятельности детей - утром и вечером, на прогулке. В начале занятия как организационный момент для повышения уверенности в себе; в середине, как физкультминутку и в конце как творческую деятельность или закрепление материала.

Например, этюд: «Клубочек» направлен на умение действовать согласованно, создать ощущение единства. Вначале дети неохотно сближались друг с другом, они оставляли между собой пространство, отпускали руки. В дальнейшем при повторе этого этюда дети стали более уверенны в себе, улыбались, принимали на себя роль ниточки, т. е. были как единое целое.

Игра «Паровозик с именем» - настраивает детей на совместную деятельность. Также как и в описанной выше игре, дети были сначала скованны, тихо или совсем не произносили имён. Игра протекала вяло, неинтересно. При повторах этой игры дети стали чувствовать себя более комфортно, четко и громко произносили имена, тем, кто стеснялся, помогали. Таким образом, мы решали проблему комфортности в нашем маленьком коллективе.

Так мы работали в конце младшей группы, всё лето и до конца осени. Далее спланировали цикл занятий по теме «Эмоции» для детей средней группы. Основная цель занятий: научить детей понимать своё эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации, выразительные движения.

Было проведено всего 8 занятий, тогда как запланировали 17. Их продолжительность, согласно программе развития и воспитания детей в детском саду, 20 минут. Занятия проводились по подгруппам.

Мы считаем, что данная работа может варьироваться педагогам в зависимости от особенностей детей группы, их ЗУНов. Занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной активности детей.

Более ярким для детей среднего возраста мотивом в получении новых знаний является использование наглядности. Рассматривая фотографии (домашние, групповые, дети вспоминали запечатленные на них моменты, учились понимать эмоциональное состояние. Для этого же использовались пиктограммы и другие атрибуты (бумага, карандаши; части лица: глаза, носы, улыбки, свеча, книги и т. д.).

Для решения поставленных задач мы приводили:

• индивидуальную работу с детьми - разыгрывали этюды по сказкам, рассказам, имитируя те или иные настроения. Рассматривали рисунки, картины по сказкам. Например, Васнецов: «Три богатыря», «Алёнушка» и т. д.

• проводили работу с родителями в форме индивидуальных бесед и родительских собраний. Беседуя с родителями о чувствах, мы поняли их желание и цель - видеть своих детей счастливыми. Были предложены некоторые доступные средства, которые могут вызвать положительные эмоции и чувства у детей и родителей: совместные игры и прогулки, обсуждения увиденного, прочитанного, рассматривание фото, картинок, иллюстраций. Рекомендовали родителям как можно больше хвалить малышей. За даже самый маленький успех на их взгляд.

В родительском уголке мы поместили советы родителям:

• Как помочь ребёнку преодолеть страх.

• Создание в доме эмоционально-благоприятной обстановки для ребенка.

• Как ребёнку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад или другой незнакомый коллектив.

На родительских собраниях использовали игры, с которыми знакомы дети, этюды по сказкам и рассказам, показывали предметы окружающие нас – осенний листочек, воздушный шар; животных. Рассматривали пиктограммы. Взрослые были заинтересованы, многие переняли наш опыт. Теперь дети, приходя в детский сад, показывают новые этюды, рассказывают сказки, составленные самостоятельно и в семье. Родители стали более сплоченными, интересуются делами детей и активно участвуют в жизни группы.

В результате использования элементов психогимнастики в средней группе детского сада взаимоотношения между воспитателем и детьми стали более доверительными и как бы «домашними». Дети учатся позитивно относиться к себе и другим. Стремятся сопереживать, проявлять самостоятельность и творчество.

Подводя итог проделанной работы, мы считаем.

1. Элементы психогимнастики в детском саду решают не столько обучающие, сколько воспитательные и развивающие задачи.

2. На формирование личности человека влияет огромное количество факторов, вот некоторые из них:

а) уверенность в себе;

б) чувства, желания, взгляды;

в) социальные навыки;

г) положительный пример других людей.

3. Невозможно развивать в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Помня об этом, важно научить детей быть доброжелательными и толерантными к другим.

4. Помнить о том, что процесс обучения обоюдный – учатся и дети и взрослые.

Публикации по теме:

Программа раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Малышок»Программа раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Малышок» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Установлено, что с самого рождения ребенок обладает способностью оперировать воспринимаемой информацией, запоминать.

Роль музыки в воспитании детей. Консультация для воспитателей и родителей РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов психогимнастики в социально-эмоциональном развитии дошкольников
Опубликовано: 11 октября 2013 в 09:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов психогимнастики в социально-эмоциональном развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Крысина (УИ 141283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД