Галина Плакущая
«История куклы» — конспект НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», "Социализация", "Труд", "Познание", «Чтение художественной литературы», "Художественное творчество","Музыка"
Задачи:
• Обогащать игровой опыт детей - "Социализация", "Коммуникация","Познание",
• Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемыми свойствами предметов -"Познание", Коммуникация"
• Способствовать освоению детьми соответствующего словаря, его активному использованию - "Социализация","Коммуникация"
Публикация «„История куклы“ — конспект НОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
• Формировать у детей отчетливые представления о труде взрослого – мастер игрушек в жизни детей через знакомство с трудовым процессом - «Труд», «Познание»
• Обогащать «читательский» опыт детей через отгадывание загадок – «Чтение художественной литературы», «Познание»
• Подвести детей к пониманию ценности народного искусства; способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно красоты в художественных образах, собственных творческих работах - «Художественное творчество», «Социализация», «Труд»
• Развивать певческие умения детей в исполнении колыбельной – «Музыка», «Коммуникация»
Активизация словаря: деревянная кукла, тряпичная кукла, пластмассовая кукла, оберег, кукла- зернушка, кукла – травница, закрутка, пеленка, кукла- пеленашка
Моделирование предметно - развивающей среды:
• Ростовые куклы Иван и Марьюшка
• 1 сектор - «Встреча»
Игрушки для мальчиков и девочек
Обереги на ленточках: солнышко, цветок, бабочка
Разрезные картинки: деревянная кукла, тряпичная кукла, пластмассовая кукла
Модель истории куклы (деревянная кукла тряпичная кукла пластмассовая кукла)
• 2 сектор – «Деревянная кукла»
Схема изготовления деревянной куклы
Деревянные брусочки (10-12 см на каждого ребенка)
Куклы-пеленашки деревянные (на каждого ребенка)
• 3 сектор – «Тряпичная кукла»
Схема создания тряпичной куклы
Кукла – кубышка (на каждого ребенка)
Кукла- зернушка (на каждого ребенка)
Набор лоскутов ткани для создания куклы : плотная ткань 1030 см, ситцевый лоскут(2020 см, атласная ленточка (20 см)
• 4 сектор - «Пластмассовая кукла»
Куклы пластмассовые современные разных видов
Схема производства пластмассовой куклы
• 5 сектор – «Выставка»
Стойка – полка лестничного вида
Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной)
Иван и Марьюшка просят помочь выбрать игрушки для царевича и царевны
Методы и приё мы:
• Дидактическая игра «Игрушки для мальчиков и девочек»
• Работа в компаниях:
«Разбери игрушки» - объединение по гендерному признаку
«Собери картинку» - объединение по картинке - оберегу (цветок, солнышко, бабочка)
• Составление рассказа по схеме изготовления куклы :
Деревянная кукла
Тряпичная кукла
Современная пластмассовая кукла
• Обследование материала, из которого состоит кукла
• Продуктивная деятельность «Кукла - пеленашка»
• Танцевальная импровизация
• Исполнение колыбельной песни
• Организация выставки «История куклы»
Ход деятельности:
Дети находятся в свободной игровой деятельности.
В группу заходят Иван и Марьюшка (куклы, надетые на педагогов,
вносят корзину, в которой находятся игрушки для мальчиков и девочек:
Марьюшка: Как много детей! Здорово, что мы сюда попали! Ребята, идите к нам скорей, нам нужна ваша помощь!
(подзывая детей, ждут, когда все дети соберутся)
Марьюшка: Здравствуйте! (дети здороваются)
Иван: Меня зовут Иван.
Марьюшка: А меня зовут Марьюшка. Отправил нас царь-батюшка выбрать игрушки для царевича и царевны (показывают на картинки «Царевич», «Царевна», пока мы шли, игрушки перепутались. Теперь не знаем, какие игрушки для царевича, а какие для царевны. Помогите нам разобраться?
Иван: Давайте мы с мальчиками выберем игрушки, которыми играет царевич.
Марьюшка: Ну, а мы с девочками выберем игрушки, которыми играет царевна.
Дети объединяются в две компании – девочки и мальчики, и выполняют задание.
По окончании герои спрашивают детей,
какие игрушки выбрала та и другая компания
Марьюшка: Спасибо огромное за помощь, ребята! Царь дал нам еще одно задание – открыть волшебные коробочки. А откроются они только тогда, когда разгадаются загадки. Поможете разгадать?
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.
Открывают короб, достают куклу.
Люди бьют его руками,
Головою и ногами,
Клюшкой по траве катают,
В сетку и кольцо кидают,
Вверх взлетает птицей вольной
И ему совсем не больно.
Открывают короб, достают мяч.
Марья: - Кто больше любит играть куклой? Мячом?
Иван: И то, правда! У меня в спортзале мячей – видимо-невидимо! И футбольные и волейбольные! Пойдемте, мальчики, я вам игры разные с мячом покажу.
(мальчики вместе с Иваном уходят в физкультурный зал)
Марьюшка: Я бы вам, девочки, предложила поиграть с куклами, да только вот случилась беда в нашем государстве, всех кукол заколдовала Баба Яга! Что делать? (предложения девочек). Чтобы и на вас не перешли чары Бабы Яги, приготовила я вам обереги.
Марьюшка предлагает девочкам одеть на шею обереги –
символы трех компаний (цветок, бабочка, солнце).
Девочки подходят к столам, в соответствии с указателем их оберегов.
На столах разрезные картинки
Марьюшка: Посмотрите, что произошло! Все картинки заколдованы! Но расколдовать вы их сможете только вместе, сообща. Попробуйте выполнить!
Проводится игра «Собери картинку», в ходе которой девочки собирают картинки: куклы деревянной, тряпичной куклы и современной пластмассовой куклы
По окончании работы, каждая компания представляет получившуюся картинку
Марьюшка: Как здорово, наши куклы наконец-то расколдованы! Знакомы ли вам эти куклы? Из чего они сделаны?
- Кажется, я поняла, Баба Яга хочет нас запутать. Давайте разложим их по порядку: что сначала, что потом.
Девочки раскладывают куклы, объясняя свой выбор. На мольберт выставляется модель истории куклы
Деревянная кукла тряпичная кукла современная кукла
Если дети не правильно выкладывают последовательность, то Марьюшка поясняет:
- Я вспомнила! Когда я была маленькой, у меня была вот такая деревянная кукла, а когда я подросла, то мне подарили вот такую тряпичную куклу. А вот эта кукла мне не знакома! Я не знаю, из чего она сделана.
Марьюшка: Ай, да молодцы, девочки! Так и мы будем играть с куклами сегодня. А начнем с какой куклы? (Марьюшка обращает внимание на модель)
Деревянная кукла
Музыкальный руководитель:
Подходи, честной народ,
Деревянная кукла вас ждет!
Дети с Марьюшкой подходят к столику, на котором расположены
деревянные куклы. Берут кукол, обследуют их, высказывают свои ощущения
Марьюшка: Давным – давно, дети играли вот такой куклой (задает наводящие вопросы)
Из чего сделана кукла? Значит какая она? (деревянная)
Дерево какое? (твердое, гладкое….)
Что есть у куклы?
Марьюшка: У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами.
- На этой схеме показан процесс, как ее делали.
Дети составляют рассказ по схеме
Музыкальный руководитель: В те далекие времена девочки вместе со своими куклами веселились и плясали. Возьмите кукол, пуститесь в пляс!
Марьюшка: А давайте устроим выставку кукол. И первым экземпляром будет какая кукла? (деревянная)
Девочки выставляют своих кукол на выставку.
Марьюшка: А я возьму одну такую куклу царевне молодой подарить.
- Давайте посмотрим на нашу модель, с какой куклой мы будем играть?
Дети с Марьюшкой подходят к модели, выясняют, что следующая тряпичная кукла. Находят место, где располагается знак - картинка тряпичной куклы.
Тряпичная кукла
Дети подходят к столу, на котором расположены
«куклы – зернушки» и «куклы- травницы» по количеству детей.
Берут кукол, обследуют их, высказывают свои ощущения
Марьюшка: (задает наводящие вопросы)
Из чего сделана эта кукла? Значит какая она? (тряпичная)
Что есть у этой куклы? (руки, лицо ….)
Чем пахнет?
Как вы думаете, что у нее внутри?
Марьюшка:
Вот Кукла – зернушка - делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Её обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным.
А вот эта кукла «Кубышка – травница» её изготавливали для лечения людей, у неё в юбочке лекарственные травы.
- А маленькому малышке мама делала куклу – пеленашку. Куколка вкладывалась в ладошку, чтоб малыш мог ей играть.
Давным – давно таких кукол делали не для продажи, а для себя. Их мастерили, сматывали, скручивали, сворачивали, неспешно, обстоятельно. С надеждой, а главное с большой любовью.
Марьюшка: давайте и мы сами смастерим такую куклу? Садитесь за столы, а поможет нам в этом схема.
Предлагает посмотреть схему изготовления куклы тряпичной.
У девочек на столе кусочки ситца для пеленки, кусочек ватина для закрутки, атласная ленточка для обвязки куклы.
Продуктивная деятельность детей: изготовление куклы – пеленашки.
Музыкальный руководитель: В старину никогда куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по дому их берегли. Кукол разрешалось брать в гости. А тихими вечерами, девочки, укладывая спать, пели своим куклам колыбельные.
Исполнение колыбельной песни.
Марьюшка: Давайте отнесем ваших кукол на выставку. А я возьму одну такую куклу царевне молодой подарить
(девочки выставляют кукол на выставку и подходят к схеме - модели)
Марьюшка: Что же было дальше? Вот эту куклу я не знаю (показывает на современную куклу, может вы мне расскажете о ней?
Дети проходят в игровой уголок, где находятся современные куклы,
берут их на руки, рассаживаются
Марьюшка: Расскажите мне по свою любимую куклу. Из чего она сделана? Что у нее есть и как с ней играть?
Рассказы детей о своей любимой кукле
Марьюшка: А где делают современных кукол? (На фабрике) Посмотрите, здесь нарисована, наверное, схема изготовления пластмассовой куклы. Давайте вместе рассмотрим и скажем, как ее и где изготавливают.
Рассказы детей по схеме
Марьюшка: Давайте и этих кукол поместим на нашу выставку.
(девочки выставляют кукол на выставку)
Марьюшка: А я возьму одну такую куклу царевне молодой подарить.
Марьюшка: Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).
- Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).
Марьюшка: Сколько много нового и интересного я узнала о куклах. Спасибо вам, девочки. Я думаю, что теперь царь - батюшка и его царевна будут довольны подарками!
Марьюшка: За вашу доброту и старание я хочу вам подарить подарочек. Выносится новый кукольный модуль «Няня» для игры в группе.
- До свидания! До скорой встречи!