Ирина Морозова
Тематическое занятие по музыке «История маленькой скрипки»
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОЙ СКРИПКИ»
(Тематическое занятие)
Цели и задачи:
Расширить кругозор, тезариус, развивать творческие способности, учить различать звучание скрипки. Развивать у детей фантазию при изображении различных персонажей, побуждать к поискам выразительных движений.
Материал:
«Дудочка и барабан» И. Чукаш, «Детская энциклопедия. Музыка от А до Я» Э. Финкельштейн, «Загадки о инструментах» П. Синявский, скрипка и смычок, видеофильм «Изготовление скрипки», видеомагнитофон, бутафорская скрипка, костюмы кузнечика и пчелы, песня «Маленький кузнечик» сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной, фонограммы («Каприс» Н. Паганини, «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди)
Публикация «Тематическое занятие по музыке „История маленькой скрипки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Скрипка, музыкальный инструмент
- Темочки
Ход занятия.
Дети входят в зал, рассаживаются.
Музыкальный руководитель (М. Р.) Отгадайте загадку.
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье …
Дети Скрипка.
М. Р. Сегодня мы поговорим о скрипке. (Показывает скрипку и смычок) Посмотрите, как красива скрипка. У неё прекрасная «фигура» - корпус с длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками и завитком. (Рассматривает с детьми скрипку) Верхняя сторона корпуса, она называется верхняя дека, изготовлена из ели, а нижняя сторона, нижняя дека – из клёна. На верхней деке есть прорези, они называются эфы, так как сделаны в виде латинской буквы f. Между эфами находится подставка, которая поддерживает струны. Если вы заглянете в прорези эфы, то под правой стороной подставки увидите маленькую палочку, соединяющую обе деки. Это и есть «душа» скрипки, она так и называется – душка. Для чего нужны эти главные части скрипки? На колках держатся четыре струны: струна ми, струна ля, струна ре и струна соль. Называют их так потому, что они настроены на эти звуки. Поворачивая колки, скрипач настраивает струны. Струны натянуты над грифом. Скрипач прижимает их пальцами левой руки – так он изменяет длину струны, получая то более низкие, то более высокие звуки. Теперь вы видите, какая сложная конструкция у скрипки, наделенной чудесным голосом. Скрипка считается довольно молодым музыкальным инструментом, но понадобилось немало времени для создания её современной формы. Смычок, при помощи которого скрипач заставляет струны зазвучать, первоначально был дугообразной формы. Точь-в-точь как лук, только волос не был туго натянут. Однако пользоваться таким смычком было всё-таки не очень удобно. И скрипичным мастерам пришлось немало потрудиться над созданием его современной конструкции. Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. Волос, обычно изготовленный из белых конских волос, натянут между головкой и колодочкой трости. Длина смычка 75 см, а вес примерно 60 г. Смычок должен быть легким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться. Мы не знаем имя первого скрипичного мастера, но я назову вам имена известных школ скрипичных мастеров. Наиболее известные из них сложились в северной Италии – в Бреши (Гаспар да Сало и Джованни Маджини, в Кремоне (Амати, Страдивари, Гварнери, Бергонци). Сейчас мы посмотрим, как делают скрипки мастера.
Просмотр видеоматериала «Изготовление скрипки»
М. Р. Если провести смычком по струнам, то сразу услышишь необыкновенный звук. Послушайте!
Звучит фонограмма «КАПРИС» Н. Паганини
М. Р. Лучше всех на скрипке играл Никколо Паганини. Он жил очень давно. У этого человека был необычайно развит музыкальный слух и были необыкновенно гибкие пальцы. Он не только играл на скрипке, но и сочинял музыку для своего любимого инструмента. Мы её сейчас с вами услышали. В нашей стране тоже были замечательные скрипачи – это Л. Коган, Д. Ойстрах. (Показывает портреты скрипачей). Во всем мире известны ансамбли скрипачей «Вивальди», «Виртуозы Москвы». Сейчас я хочу предложить вам послушать в их исполнении отрывок из скрипичного концерта А. Вивальди «Времена года»
Звучит фонограмма «ЗИМА» А. Вивальди («Времена года»).
М. Р. Сейчас мы послушаем стихотворение Э. Огнецвета «Скрипка»
Ребенок Зеленый кузнечик
Играет на скрипке,
Заслушались бабочки,
Птицы и рыбки.
Пусть первую скрипку
Подарят и мне,
Где звонкая тайна есть
В каждой струне.
Я стану учиться,
А будущим летом
С кузнечиком вместе
Сыграю дуэтом.
Инсценирование песни «МАЛЕНЬКИЙ КУЗНЕЧИК» сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной (Приложение №2)
М. Р. Напоследок я хочу загадать вам ещё одну загадку.
В лесу вырезана,
Гладко выписана,
Поёт, заливается.
Как называется?
Дети Скрипка.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Маленький кузнечик до полудня спал.
С полудня до вечера на скрипочке играл.
Прилетела, села важная пчела.
Музыканта маленького слушать начала.
Золотистым кругом света и тепла
Над зелёным лугом музыка плыла.
Музыка звучала, и, забыв дела,
Головой качала важная пчела.
И кузнечик маленький на скрипочке играл,
Будто всем по горсточке он счастье раздавал.
Не кричал, не плакал, слов не говорил,
По зелёной скрипице травиночкой водил.