Олеся Михайлова
«Три кита в музыке». Занятие для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Три кита в музыке : песня, танец, марш"
Тема занятия : «Три кита в музыке - песня, танец, марш».
Цель: формирование целостного представления о трёх жанрах музыкального искусства : песня, танец, марш. Вызвать эмоциональный отклик на музыку разных жанров.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать знания о музыкальных жанрах : песня, танец, марш.
Развивающие:
Публикация «„Три кита в музыке“, Занятие для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивать внимание, слуховую память, воображение;
Способствовать расширению кругозора;
Развивать детский голос.
Воспитывающие:
Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
Формировать музыкальный вкус;
Пробуждать интерес к музыке.
Тип занятия : беседа, викторина
Планируемые результаты:
Метапредметные:
1. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее- ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
3. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
4. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
5. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Личностные:
1. Формирование целостного, социально- ориентировочного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
4. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, магнитная доска, флажки. Наглядный материал: Портреты: П. И. Чайковского, Д. И. Кабалевского; Картинки: песня, танец, марш.
Репертуар, используемый в ходе занятия :
Композиция «Балет Щелкунчик» П. И. Чайковского
«Полюшко поле» слова: Гусев Виктор Михайлович, музыка : Книппер Лев Константинович.
Слушание «Неополитанская полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
Танец «Маленькая Полька» музыка Д. И. Кабалевского
Композиция «Во поле берёза стояла» русская народная мелодия и слова.
«Будь здорова, бабушка!» музыка и слова Н. В. Куликовой
Ход занятия
Дети под марш входят в зал. Встают полукругом.
Муз. руководитель пропевает:
- Здравствуйте ребята!
Дети отвечают:
- Здравствуйте
Музыкальный руководитель предлагает сесть на стульчики.
Муз. руководитель:
-Вот музыка! Ее лицо
В конце концов и нам открылось!
Какая сила в нем светилась.
И сердце радостно забилось…
Еще мгновение — и из таинственных необъятных глубин являются нам «три кита».
«Три кита» — это основные жанры, типы музыки.
Впервые их описал в своей книге для детей композитор Д. Д. Кабалевский. Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки.
Они стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство.
Ну кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную или шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение?
Конечно, никто.
Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.
Магсhе — французское слово, в переводе значит «ходьба». Поэтому пишутся они всегда в четком музыкальном размере 2/4 или 4/4, чтобы было удобно идти в строю.
И хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, их объединяет четкийи энергичный ритм.
Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени.
Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство — балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.
Песня Чаще всего песня исполняется в сопровождении музыкального инструмента.
Используя народную тематику, композиторы создают новые песенные жанры, а также монументальные произведения: кантаты, оратории, оперы и оперетты. Органично вошла песня в симфоническую музыку. И таких примеров множество.
А теперь я предлагаю вам послушать произведение. А вы слушайте внимательно, а потом скажете мне, какой жанр звучал: песня, танец или марш.
Композиция «Балет Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель :
-Какой жанр прозвучал, кто догодался? (ответы детей).
Да, это марш. Его написал П. И. Чайковский. А мы с вами умеем маршировать?
Конечно умеем. Приглашаю мальчиков, на марш с флажками.
«Полюшко поле» слова: Гусев Виктор Михайлович, музыка : Книппер Лев Константинович.
Муз. руководитель: Молодцы мальчики, присаживайтесь. (мальчики садятся)
Продолжим изучение жанров. И снова я вам предложу прослушать произведение. А вы слушайте внимательно и подумайте, какой тип (жанр) музыки прозвучал.
Слушание «Неополитанская полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
Муз. руководитель: Кто догадался, какой жанр прозвучал? Правильно, это полька. Её написал П. И. Чайковский, известный композитор. Это произведение из его Детского альбома, где много произведений, написанных для детей. Ребята, а мы с вами знаем танец полька? Знаем! Так давайте же потанцуем его, теперь я приглашаю девочек.
Выходят девочки, танцуют танец «Маленькая Полька» музыка Д. И. Кабалевского
Муз. руководитель: Молодцы, девочки, садитесь. И снова я хочу предложить вам прослушать произведение другого характера и жанра, прослушаем?
Композиция «Во поле берёза стояла» русская народная мелодия и слова.
Муз. руководитель: Какой жанр музыки прозвучал, ребята? Правильно, песня. Эту песню написал народ, не один человек, а много и назвали эту песню «Во поле берёза стояла». И мы с вами знаем много песен, а давайте споём с вами песню про бабушку.
Исполняется композиция «Будь здорова, бабушка!» музыка и слова Н. В. Куликовой
Муз. руководитель: Здорово спели, молодцы. Вот и изучили мы с вами все жанры в музыке, три кита. Давайте вспомним первый жанр-это…отв. дети (марш, второй жанр-…. (танец, третий-(песня). А с какими композиторами мы с вами сегодня познакомились? ( ответы детей :Д. И. Кабалевский и П. И. Чайковский). А вы хотите поиграть? Давайте поиграем в игру, которая называется «Кот и воробушки».
Проводится игра «Кот и воробушки»
Муз. руководитель: А теперь нам пора в группу, давайте попращаемся.
Педагог пропевает: «До свидания ребята» гамму, а ребята отвечают : «До свидания». И под маршевую мелодию дети выходят из зала.