Лучший педагог года

Опыт работы по воспитанию толерантности у дошкольников коррекционной группы

жильцова Марина
Опыт работы по воспитанию толерантности у дошкольников коррекционной группы

«Из опыта работы по воспитанию толерантности у дошкольников коррекционной группы»

Все большую актуальность в настоящее время приобретает потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям. Воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности,- важная проблема на мировом уровне. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» имеют сходное значение. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия, т. е. понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия. Я считаю, что ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль). Терпение необходимо и в общении, и в труде. Терпение предполагает умение воздержаться от чего-либо, мобилизовать свои силы ради достижения цели. Воспитание терпения является непременным условием для формирования воли и характера. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности у детей. Ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции. Ответственность за внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, я считаю, на педагогике, на людях, занимающихся воспитанием и образованием ребенка. Взрослый (педагог, родитель, окружающие) выделяется как образец, поэтому на него возлагается огромная ответственность. Важно, чтобы взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс её формирования. Для этого в нашем ДОУ создаются и соблюдаются условия воспитания толерантности :

Публикация «Опыт работы по воспитанию толерантности у дошкольников коррекционной группы» размещена в разделах

• Создание единого толерантного пространства учреждения, группы

• Формирование толерантной позиции педагогов

• Развитие навыков коммуникативной толерантности педагогов, родителей воспитанников

• Организация просвещения педагогов, родителей воспитанников с целью повышения уровня информированности по проблемам толерантности

В ДОУ осуществляется процесс воспитания ответственности за свои действия, поступки, словесное выражение. Работа с семьей по воспитанию толерантности у детей требует серьезного подхода. История и практика работы с детьми, родителями и педагогами убеждает, что воспитание толерантности- единственный способ снизить, сгладить существующие неримиримые межэтнические, межнациональные, расовые и др. противоречия мирового сообщества.

Пребывание в ДОУ детей с проблемами развития, разных национальностей, разных культур накладывает на педагогический состав учреждения определенные обязанности: усиление заботы о ребенке, защита его личного благополучия и интересов. В ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад№662 компенсирующего вида работают коррекционные группы различной направленности (логопедические, для детей с задержкой психического развития, для слабовидящих детей). С детьми коррекционных групп работают специалисты разного профиля: психолог, музыкальный руководитель, логопеды, учителя-дефектологи, тифлопедагоги, воспитатели. У таких детей часто возникают трудности социальной адаптации, которые, с одной стороны, обусловлены особенностями развития, их неумением общаться с детьми и взрослыми, с другой -нежелание и неумение окружающих общаться с «особыми» детьми. Естественно, нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Постепенное ознакомление ребенка с окружающим миром формируется под воздействием воспитания определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств. От того, как будут развиваться отношения ребенка с взрослыми, с детьми группы, зависят взаимоотношения и культура поведения в окружающем мире по мере его взросления. Организуя работу по этому направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольника виды деятельности : игровую, художественно-продуктивную. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Игра выполняет несколько функций: развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую.

Игра, как естественная форма жизнедеятельности ребенка - дошкольника, и игровые упражнения, предлагаемые взрослым, направлены на:

Развитие эмоционально-личностной сферы: «Мое настроение», «Грустный -веселый»

Регулирование своего поведения: «Оцени поступок», «Добрый человек»

Развитие умения понимать настроение окружающих: «Как поступить (помочь или пройти мимо)»

• Развитие чувства близости с детьми группы : «Позови ласково», «Пожелания»

Развитие умений невербального общения: «Любимый сказочный персонаж», «Я - волшебник»

Воспитание доброжелательных отношений: «Добрые дела», «Сюрприз»

Воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Вместе-дружная семья, вместе-дружная страна», «Хоровод друзей»

• Обсуждение и обыгрывание ситуаций по применению навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах

• Создание ситуаций морального выбора

• Беседы социально-нравственного содержания

Использование в своей работе игровых технологий помогает знакомить детей с образом жизни русского народа, закрепление знаний об обрядах, традициях, народных играх как в НОД, так и в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности.

Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Происходит накопление ребенком позитивного опыта межличностного общения.

При подборе средств и методов воспитания толерантности в коррекционной группе обязательно учитываю уровень умственного развития ребенка, его возрастные, интеллектуальные, индивидуальные особенности развития.

• Особого внимания требуют дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений

• Дети с асоциальным поведением (агрессивность, грубость)

• Дети, имеющие разного рода неблагополучия личного плана: повышенная тревожность, депрессивность, заниженная самооценка; застенчивые дети

Учет этих особенностей позволяет раскрывать и активизировать способности детей, достигается взаимопонимание, сопереживание, воспитывается нравственность, происходит коррекция нарушения поведения разной степени тяжести.

Применение технологии коммуникативного (диалогового) обучения, здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного обучения, технология информационного обучения (в основном, в НОД, игровых технологий позволяют решать большое количество задач в проблеме формирования толерантности у детей.

Опыт работы с детьми показывает, что использование художественной литературы в целях воспитания толерантности требует усиленной словарной работы, поскольку понимание идеи художественного произведения во многом зависит от речевого развития ребенка. Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде того или иного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» «От рождения до школы» читаем: «Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям».

Одной из задач в образовательной области «Речевое развитие» является владение речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Наряду с русскими авторами, я рекомендую знакомить детей с произведениями С. Капутикян, М. Джалиль, Л. Квитко, Я. Дагутите, К. Тангыкулиева, К. Мурзалиева; использовать сказки, потешки, пословицы, стихотворения других народов и зарубежных авторов.

Важно, чтобы вновь приобретаемые знания и впечатления опирались на жизненный опыт ребенка. Формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей. Комментирование поступков литературных героев-сверстников обогащает опыт дошкольников, активизирует их эмоционально-оценочное отношение к окружающим.

По воспитанию и формированию толерантности в своей работе придерживаюсь следующих направлений:

• знакомлю детей с основными документами по защите прав человека (в доступной их возрасту форме)

• Закладываю нравственные представления, формирующие внутренний мир ребенка

• Развиваю уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков)

• Разъясняю общественные нормы и правила поведения

• Приобщаю ребенка к основам культуры, знакомлю с народным наследием

Воспитываю патриотические чувства, формирую гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, чувства принадлежности к мировому сообществу

Стремлюсь в своей работе с детьми к тому, чтобы в каждодневных делах и поступках ребенок проявлял себя толерантно и чувствовал себя полноценной свободной личностью. «Толерантность отражается в стремлении личности достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные и коммуникативные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество».

Работа по воспитанию толерантности у детей группы была отмечена следующими наградами:

«диплом коллективу обучающихся за 2 место в районной выставке-конкурсе детского художественного творчества «Шире круг» (2013г) по Программе правительства СПб «Толерантность»;

«диплом за 2место в конкурсе литературно-поэтического творчества в номинации «Любимый город» (2013г);

«диплом победителя выставки декоративно-прикладного, художественного и технического творчества «XXII фестиваль творчества юных «Мы из Кронштадта»(2014г);

«диплом за 2место в конкурсе чтецов, посвященному 310-летию Кронштадта» в номинации «Мы из Кронштадта» (2014г).

Литература

1. Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания : идеи сотрудничества и толерантности : материалы Всероссийской научно-практической конференции [Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2004 г. ] / [сост. Н. Н. Мазняк, В. К. Кузнецова, И. Б. Белая]. – СПб, 2005.

2. Боголюбова М. И. «Интернациональное воспитание дошкольников»/ М. : Просвещение,1988г

3. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. / М. : Школьная Пресса, 2010.

4. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - №7.

5. Данилина Г. Н. Дошкольникуоб истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». / М: АРКТИ, 2003.

6. Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. / Волгоград, 1999.

7. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11.

8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой// М: Мозаика-синтез,2011.

Публикации по теме:

Опыт работы по патриотическому воспитанию. Семь пунктов патриотического воспитания дошкольников «Семь пунктов патриотического воспитания дошкольников» «Надо быть патриотом своей Родины! Ты - частичка ее!»- говорили нам в детстве, когда.

Опыт работы в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Конспект доклада на ШМО воспитателей в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Подготовила: воспитатель.

Консультация для воспитателей «Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников» Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. На современном.

Опыт работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольниковОпыт работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников Опыт работы МБДОУ д/с ОВ № 9 Кущевского района Краснодарского края по патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитание чувства патриотизма.

Опыт работы на тему «Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников» Уважаемое члены жюри, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой опыт по теме: «Мини - музей как инновационная форма.

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников Статья по патриотическому воспитанию дошкольников Давайте подумаем, что означает слово патриотизм? Каждый человек, понимает значение этого.

Опыт работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и.

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников «Крым — моя малая Родина» «Нельзя любить свою большую Родину – Россию, если не знаешь края, в котором живешь!» Перед педагогами МБДОУ № 5 стоит немаловажная задача.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края Тема: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края Все начинается с детства! Каждый шаг, каждый взгляд.

Опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ Шнайдер Людмила Борисовна, воспитатель детского сада Разделы: Работа с дошкольниками В наше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по воспитанию толерантности у дошкольников коррекционной группы
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 21:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД