Папки-передвижки

Опыт работы на тему «Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

елена осипова
Опыт работы на тему «Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Уважаемое члены жюри, уважаемые коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию свой опыт по теме : «Мини - музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников».

Актуальность проблемы:

Публикация «Опыт работы на тему „Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах

В психолого-педагогических исследованиях указывается, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего образования, ФГОС дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса с учетом отечественных педагогических традиций при привлечении материала, направленного на воспитание патриотических качеств.

Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования; развитие стратегии духовно-нравственного воспитания детей в России и Тверской области на 2018-2027 годы, реализация проекта "Десятилетие детства» принятого президентом Российской Федерации В. В. Путиным, все это направлено более широкую работу с детьми и родителями, на приобщение детей к культуре своего народа, развитие их национального самосознания.

Одним из современных направлений патриотического воспитания детей является организация мини-музеев в дошкольных образовательных учреждениях. Групповые мини-музеи обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Я считаю, что организация группового мини-музея позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей; экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему интересного разговора.

Основной целью создания мини-музеев является : формирование любви и привязанности к своей стране, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства, воспитание гордости за свою «малую» Родину.

Для достижения этой цели я определила задачи в работе с детьми, а также задачи для себя как педагога.

В работе с детьми :

- Знакомство детей с народными игрушками, промыслами и материалом, из которого они выполнены.

- Формирование у детей интереса к народной культуре.

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Задачи для педагога:

- Организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для самостоятельной деятельности детей.

- Определить время для регулярной работы с экспонатами музея в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с детьми.

- Помочь детям повысить интерес к народным игрушкам и промыслам, формировать у детей знания о родном городе, стране, области, воспитывать интерес к различным профессиям.

- Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в группе.

Новизна опыта заключается в создании организационно-педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников при приоритетном использовании материала через организацию в группе мини- музеев.

работу построила по следующим направлениям:

1. Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).

2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

В младшей группе был создан мини-музей «Русские народные промыслы». Совместно с родителями были приобретены и изготовлены русские народные игрушки, оформлен альбом «Русские народные промыслы».

Дети с удовольствием играли в матрешки, на деревянных ложках, в свистульки, тряпичные куклы.

Совместно с детьми, мы изготавливали куклы-обереги из ткани, поделки из соленого теста, тарелочки из папье-маше, которые родители раскрасили в технике дымковской росписи. Также детям была показана презентация «Дымковская игрушка». Ребята раскрашивали и сами рисовали персонажей дымковских игрушек. Для родителей было проведено собрание, на котором была показана работа мини-музея, проведен мастер-класс по дымковской росписи. Работа по созданию мини-музея позволила обогатить знания детей о русских народных промыслах, расширить словарный запас, развить у детей интерес к народной культуре.

В средней группе, в рамках празднования 500-летия со дня упоминания о селе Спас на Холме, был создан мини-музей «Красный Холм-моя малая родина». Основной целью музея является знакомство детей дошкольного возраста с историей своего родного края, природой, бытом традициями и жизнью жителей Краснохолмского района в разные годы. В ходе его создания мне самой пришлось изучить историю нашего города, жизнь наших знаменитых земляков. Мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

В мини-музее были собраны открытки с историческими зданиями, памятниками, соборами города. Совместно с родителями были созданы альбомы «Улица, на которой я живу», «Знаменитые люди города», «Птицы родного края», «Животные родного края», «Наш город газетной строкой». Мною был создан лэпбук «Красный Холм-500 лет», в который дети с удовольствием играют. В ходе совместной деятельности учила детей быть экскурсоводами в мини-музее. Ребятам очень понравилось этим заниматься. Совместно с родителями прошел праздник «День семьи», на котором семьи рассказывали стихи о родном городе, семья Казаковой Сони исполнила песню о Красном Холме. Семьи разгадывали загадки о зданиях и памятниках города. А летом на территории детского сада прошла квест-игра с участием родителей под названием «Природа родного края». Родители с детьми разделились на две команды и выполняли различные задания. В конце игры одна из команд первой нашла сундук с сокровищами. Дети и родители остались очень довольны и пополнили свои знания о природе родного края. Также дети средней группы участвовали в конкурсе стихов о родном городе.

Благодаря работе мини-музея у детей были обогащены и систематизированы знания о родном городе. У детей обогатился словарь новыми словами. Дошкольники приобрели навыки социального общения с взрослыми.

В старшей группе вместе с родителями был создан мини-музей «Город мастеров».

В мини-музее собраны русские народные игрушки, изделия из глины, лозы, кованые предметы. Создан альбом «Ремесла». Оформлены наглядные выставки «Русские народные промыслы», «Мастера земли русской». Проводятся экскурсии в мини-музей. Дети в рамках музейной педагогики лепят из глины, рисуют в различных техниках, таких как «Хохлома», «Гжель», «Дымково».

Для пополнения мини-музея я создала дидактические игры, кубики, изготовила трафареты для знакомства с народными игрушками, презентации по теме. В декабре прошла родительская встреча, на которой провела экскурсию по музею и рассказала, как проходит работа по патриотическому воспитанию дошкольников. В декабре дети старшей группы участвовали в районном конкурсе стихов о Родине. Результатом этой работы должны стать знания детей о мастерах земли русской, о том, как и из чего изготавливаются различные предметы, самим попробовать что-то изготовить. Дети продолжат знакомство с русскими промыслами.

Результаты работы. Ребята имеют представления о городе, в котором они живут. Знают свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край. Знают историю возникновения города, его достопримечательности. Проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах. Знают культуру, обычаи и традиции родного края. Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье. Могут назвать ремесла и профессии русского народа. Знают традиции, старинные игры, забавы, песни нашего народа.

В ходе работы над опытом я приняла участие в различных конкурсах, районном, региональном и всероссийском.

Разработки занятий по программе «Моя семья» вошли в региональный методический сборник «Опыт и находки педагогов образовательных организаций Тверской области по формированию традиционных семейных и нравственных ценностей в рамках образовательного проекта «Моя семья», 2018 г, который опубликован на сайте Института усовершенствования учителей.

Перспективы на будущее

В следующем учебном году работа по патриотическому воспитанию детей будет продолжена. В рамках реализации стратегии духовно-нравственного развития детей я планирую объединить работу кружка «Моя семья» и группового мини-музея. Основным направлением проекта будет формирование у детей старшего дошкольного возраста традиционных семейных ценностей через вовлечение семей воспитанников в работу по ознакомлению с историей, традициями, культурой родного края.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ «Воспитание человека, гражданина и патриота начинается в семье» «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы.

Опыт работы ДОУ «Квест-технология как наиболее эффективная форма взаимодействия с семьями дошкольников» Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Положительных результатов в решении этой проблемы можно.

Мастер-класс для педагогов «Сказки-шумелки как инновационная форма работы с музыкально-ритмическими играми» Одной из самых увлекательных форм работы с музыкально – ритмическими играми для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Сказка-шумелка.

Опыт работы педагога-психолога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Митичева Татьяна Ивановна, к. п. н., доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, психолого-педагогический.

Описание опыта работы «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Солнышко» г. Суража, Брянской области Товпеко Ольги Михайловны участника муниципального этапа.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда.

Опыт работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся школы-интерната «ПО СЛЕДАМ НАРОДНОГО ПОДВИГА» (ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ (Выступление из опыта работы на конкурсе «Воспитатель года.

Сказкотерапия — как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста по изучению ПДД Использование инновационной формы работы с детьми по изучению ПДД, по средствам сказкотерапии Однажды я детям прочитала эту сказку, она.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое.

Опыт работы «Портфолио как форма работы с родителями воспитанников» Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Одним из ее основных принципов является сотрудничество педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 20:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД