Валентина Кекуль
«Я как система представлений о себе самом», образовательная область «Социализация»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: МОЯ ВНУТРЕННЯЯ КУХНЯ
(игры-занятия)
Программное содержание:
-сформировать у детей представление о наличии в человеке внутренней «кухни» - системы органов пищеварения, каждый из которых выполняет свою работу;
-оказывать помощь детям в открытии новых связей, зависимостей и закономерностей в изучаемых явлениях;
-способствовать применению знаний на практике;
-стимулировать благоприятную атмосферу в процессе деятельности;
-развивать потребность к познанию своего организма и умение заботиться о нем.
Публикация «„Я как система представлений о себе самом“, образовательная область „Социализация“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Знакомство детей с органами пищеварения я рекомендую в форме серии игр – путешествий по «комнаткам» необыкновенной «кухни» человека.
Количество познавательных игр – путешествий и объем преподнесения детям информативного материала зависит от наличия детского интереса к данной проблеме, возрастных, индивидуальных особенностей детей.
КТО В ПЕРВОЙ КОМНАТКЕ ЖИВЕТ?
Программное содержание: знакомство с функциями языа, зуьов, миндалин.
Материал: лимон, сахар-рафинад,соль,чеснок,таблица или рисунок с изображени ем ротовой полости : губы, язык, зубы, миндалины,рисунок, изображающий воспаленную миндалину, несколько зубных щеток, карточки с цифрами от 1 до 32.
Активизация словаря: органы пищеварения, миндалины.
Ход игры – занятия
Веду с детьми непринужденный разговор о путешествиях. Выясняю, на каком виде транспорта дети путешествовали и ездил ли кто из них на поезде? Если да, то с кем и куда?
-А где же вы обедали в поезде?-спрашиваю я. -В купе или в таком вагоне, где стоят столики и официанты разносят пищу? Как называется этот вагон? Правильно, вагон-ресторан. Его даже можно назвать «кухней» на колеах.
А знаете ли вы, дети, что у каждого из нас внутри нашего организма (показываю на область живота) тоже спрятана такая же «кухня» на «колесиках»?
Играем ли мы, бегаем с мячом, прыгаем через скакалку, читаем книгу – в нашей внутренней «кухне» постоянно идет приготовление и перевозка пищи, которая очень нужна невидимым крошечным существамЮ живущим внутри нас… Догадываетесь, о ком я говорю? Верно, о клеточках, из которых мы с вами сделаны. Назовите – ка их по «именам».
А хотите,детиЮ не только увидеть свою передвижную внутреннюю «кухню», но и попутешествовать в ней? Только ответьте мне сначала на такие вопросы: что такое кухня, есть ли она в вашей квартире, из скольки комнат онап состоит?
А наша с вами внутренняя «кухня» состоит из нескольких комнат. И в каждой «комнатке» происходят удивительные приключения с продуктами, которые мы употребляем в пищу.
Отправимся же путешествовать из одной «комнатки» нашей внутренней «кухни» в другую. Сегодня наше путешествие начинается вот с этой первой «комнатки» (показываю рисунок – ротовая полость). Угадайте, кто в этой комнатке живет?
Загадыдываю детям загадку: «Вокруг проруби сидят белые голубки» (рот, зубы). Дети рассматривают «часовых в белых мундирах» - зубы на цветном рисунке, считают их друг у друга, затем находят карточку с соответствующей цифрой.
С помощью мелких камушков, ракушек или семян подсолнечника на большом овальном макете (ротовой полости) дети моделируют необходимое количество зубов. Затем коллективно решается вопрос: «Для чего человеку нужны зубы?»
Обобщаю ответы детей: «Чем тщательнее измельчается пища во рту, тем лучше для нашего здоровья. Плохо пережеванная пища вызывает у нас различные заьолевания. А чтобы наши с вами зубы были здоровы, что надо делать?»
Дети вместе со мной обыгрывают ситуацию «На приеме у стоматолога». В процессе осмотра «стоматологи» устанавливают диагнозы: «трещина зубов – не раскусывай орехи! Негрызи очень твердые конфеты!», «Грязные зубы» - немедленно «лечись» зубной щеткой!»
Ребенок – «стоматолог» рассказывает о правилах ухода за зубами, а ребонок – «больной» показывает практические действия с зубной щеткой.
Предлагаю детям ослушать загадки еще об одном жильце нашей «комнатки» : «Всегда во рту, а не проглотишь», «Красная лисица из своей норки не выходит».
-Для чего человеку язык? (Помогает общаться друг с другом, различать пищу.)
Предлагаю детям встать перед зеркалом, высунуть язык, внимательно его рассмотреть и рассказать, что они на нем увидели.
Можно предложить группе детей рассмотреть язык друг у друга с помощью лупы и обменятся впечатлениями.
Обобщаю высказывания детей: «Бугорочки, которые вы увидели друг у друга на языке невооруженным глазом или с помощью лупы, называют вкусовыми почками языка.
-Кто из вас догадался, почему их так называют? Они как пограничный пост : проверябт на вкус всех тех, кто пытается каждый день пробраться в нашу внутреннюю кухню.
Вкусовые почки языка, как и мы с вами, тоже бывают разными. Одни из них замечают только соленое, другие – сладкое, третьи – кислое, четвертые – горькое. В каждом таком бугорочке – почке находятся несколько чувствительных нервных клеточек с волосками. Как только, например, кусочек соленого огурчика попадает на специальную вкусовую почку, которая различает только соленое, то тотчас же нервная клеиочка посылает сигнал мозгу: «Внимание! Пришел соленый гость!»
Показываю детям забавный рисунок – изображение языка – и рассказываю им сказку о необыкновенных «поварятах» - нервных клеточках: живущие на кончикахязыка и различающие только сладкие продукты; на краях языка – кислые; на корне языка – горькие.
-Хотите, мы с вами проверим, как работают наши веселые «поварята»?
Проводится игра «Кто в твой «домик» в гости пришел?» Сначала дети кладут на язык небольшие кусочки сахара, чеснока, лимона, соли и определяют, на каком месте своего языка они почувствовали сладкий вкус, кислый, соленый, горький. Затем эта же игра проводится с закрытыми глазами.
Обращаю внимание детей на изображение на рисунке миндалины.
-Кто из вас знает: что это такое? – спрашиваю я. - Это тоже помощники – наши защитники от болезни – миндалины. Они несут постоянную служу у входа в дыхательный путь и задерживают все микробы, которые пытаются проникнуть в наш организм.
Предлагаю детям рассмотреть миндалины на муляже с помощью шпателя. Затем показываю детям рисунок с изображением нормальной и воспаленной миндалинами и объясняю, что когда микробов в ротовой полости скапливается слишком много, то миндалины воспаляются и начинают болеть.
-Как же называется эта болезнь? (Ангина)
-Теперь-то вы знаете,- спрашиваю, - кто первым вступает в бой с микробами в первой «комнатке» внутренней «кухни»? Правильно, это миндалины и слюна помогают уничтожать микробов. Давайте нарисуем юмористическую картинек «Битва миндалин и слюны с микробами».