Папки-передвижки

«Я учусь наблюдать и запоминать» (советы логопеда по профилактике оптической дисграфии)

Татьяна Шерстнева
«Я учусь наблюдать и запоминать» (советы логопеда по профилактике оптической дисграфии)

Уважаемые коллеги!

Анализ педагогического опыта позволяет говорить, что у некоторой части будущих первоклассников развитие зрительных и зрительно - пространственных функций не в полной мере подготовлено к решению задач школьного обучения. Для выявления подобных проблем, детям предлагаются задания на узнавание реалистических изображений, контурных перечеркнутых и наложенных изображений.

Своевременное выявление таких ребятишек позволит вовремя провести коррекционную работу и свести к минимуму вышеуказанные трудности.

Работу по развитию данных функций необходимо проводить систематически, особенно с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Публикация «„Я учусь наблюдать и запоминать“ (советы логопеда по профилактике оптической дисграфии)» размещена в разделах

Предлагаю Вашему вниманию практический материал. Подборка упражнений может использоваться как логопедами и дефектологами, так и воспитателями.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ:

- развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины (зрительного гнозиса);

- расширение объема и уточнение зрительной памяти;

- формирование пространственных представлений;

- развитие зрительного анализа и синтеза.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА:

-назвать предметы по их контурам;

-назвать недорисованные предметы;

-назвать перечеркнутые предметы;

-выделить предметные изображения, наложенные друг на друга;

-определить, что неправильно нарисовал художник;

-распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры);

-подбор картинок к определенному цветовому фону.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ:

-"Чего не стало?" (5-6 картинок);

-дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8 - 10 картинок;

-запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5, а затем выбрать их среди других;

-игра "Что изменилось?";

-разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ:

-определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе;

-определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку;

-определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями ( например: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношени. к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева).

ЗАДАНИЯ НА УЗНАВАНИЕ БУКВ (БУКВЕННЫЙ ГНОЗИС) :

-найди букву среди ряда других букв;

-соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом;

-назвать буквы,перечеркнутые дополнительными линиями;

-определить буквы, расположенные неправильно;

-обвести контуры букв;

-добавить недостающий элемент;

-выделить буквы, наложенные друг на друга.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ФИГУР И БУКВ (перед детьми карточки с различными фигурами и задания к ним) :

-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;

-срисовывание серии полукругов и линий;

-написать буквы справа или слева от вертикальной линии;

-положить кружок, справа от него квадрат, справа от квадрата поставить точку;

-нарисовать по словесной инструкции: точку, ниже - крестик, справа от точки - кружок;

-дорисовывание незаконченных контуров кругов и треугольников;

-дорисовывание симметричных изображений;

-составление разрезных на части картинок (на 2,3,4,5,6);

- "Открой окошко в домике" : макет домика с 4-мя окошками. Детям предлагается открыть правое верхнее окошко, нижнее левое, верхнее левое окошко, закрыть нижнее правое окошко;

-дополнение рисунка (нарисуй домик, справа и сверху от домика - солнышко, забор - слева от домика, внизу справа - озеро, справа от забора - цветы;

-конструирование фигур из палочек;

-анализ нелепых картинок.

НА ЭТОМ ЭТАПЕ ОДНОВРЕМЕННО ПРОВОДИТСЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ИЗОБРАЖЕНИЙ И БУКВ НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ИХ СИНТЕЗУ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОХОЖИМИ ГРАФИЧЕСКИМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ И БУКВАМИ.

Вот некоторые упражнения:

-найти букву, фигуру в ряду сходных (пред детьми ряды сходных печатных и рукописных букв, например: ЛА, ЛМ,ВР,ВЗ);

срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции;

-сложит из палочек фигуры (по образцу, по памяти);

-показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных и т. д.

Кого заинтересовал материал, могу выслать по электронной почте подборку наложенных изображений по лексическим темам и т. п.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Комплексное занятие формирование элементарных математических представлений Повышение мастерства педагога- успех в решении задач умственного воспитания детей. развитие любознательности ведет к развитию мышления,.

Электронное портфолио педагога Электронное портфолио педагога Коловняковой Анны Сергеевны ГБДОУ №130 Невского района г. Санкт-Петербурга Уважаемые коллеги! Хотелось бы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Я учусь наблюдать и запоминать» (советы логопеда по профилактике оптической дисграфии)
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 21:42
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД