МААМ-картинки

Конспект занятия «К царству славного Салтана с золотой хохломой» (1 фото)

Меренкова Марина Викторовна
Конспект занятия «К царству славного Салтана с золотой хохломой»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование представлений детей об особенностях и этапах изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла. Программное содержание:

- образовательные: Расширять представления детей об истории создания хохломского промысла.

- развивающие: - Развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы, учить передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности.

Публикация «Конспект занятия „К царству славного Салтана с золотой хохломой“» размещена в разделах

- развивать внимание, память, логическое мышление.

- воспитательные: Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Словарная работа: хохлома, корабельщики, желанная, судно, дивится, чудо, лудят, завиток.

Подготовительная работа: чтение сказки С. А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», беседа о хохломской росписи, рассматривание росписи посуды других народных промыслов, отгадывание загадок о посуде.

Материалы и оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства (хохломская посуда, иллюстрации с изображением предметов с хохломской росписью, иллюстрация с изображением процесса росписи хохломских изделий, таблицы с элементами хохломской росписи («травка», «ягоды», разрезные картинки.

Раздаточный материал:

Вводная часть:

Царь Салтан сидит за столом.

Воспитатель: Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана,

И желанная страна

Вот уж издали видна.

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

Царь Салтан : «Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?»

Дети: «Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В селе Хохломском посуда есть,

Что не можно глаз отвесть.

Воспитатель: Царь Салтан дивится чуду;

Царь Салтан : Это что же за посуда?

Воспитатель: Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода в селе Хохлома. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду.

В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии.

Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Зрительная гимнастика

«Золотая хохлома».

А сейчас вновь гимнастика для глаз. (Дети выполняют данные движения стоя)

Глаза крепко закрываем,

Широко их открываем.

Все умеем мы моргать

И глазами «рисовать». (Поднять глаза вверх, сделать ими круговое

вращение по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)

И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)

Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)

Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)

А трава, как бахрома, (Опустить глаза вниз)

Золотая хохлома! (смотреть прямо)

Воспитатель: рассмотрите и назовите предметы, украшенные хохломской росписью.

Дети: Предметы, украшенные хохломской росписью- это стол, стулья, ложки, мисочки, солонки.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать эти предметы?

Дети: Одним словом, это предметы быта.

Воспитатель: Назовите элементы, встречающиеся в узорах.

Дети: В хохломской росписи встречаются такие узоры, как красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также встречаются птицы, рыбы и звери. Квадрат или ромб.

Воспитатель: Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Воспитатель: Какие цвета встречаются в узорах?

Дети: В узорах встречаются четыре цвета: красный, чёрный жёлтый, зелёный.

Физкультминутка

«Хохлома»

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Игра «Найди элемент росписи».

Детям предлагается на 2—3-х узорах найти эти элементы (в предметах, стоящих на столе). Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.

Воспитатель: предлагаю поиграть, элементы отыскать.

Раз, два, три. Катя, завиток найди.

Раз, два, три. Максим, травинку найди.

Раз, два, три. Лёва, капельку найди и т. д.

Воспитатель: Деревянная расписная посуда «под хохлому» популярна и сегодня. Это довольно стильное украшение интерьера. Кроме этого, посуда с хохломскими узорами отличается экологичностью. Спросом пользуются кухонные наборы, отдельные предметы утвари. Расписывают мебель, бытовую технику и даже автомобили. Оценили хохлому в мире высокой моды. Некоторые элементы рисунка используют для создания целой коллекции модной одежды.

Иметь в своем доме предметы, украшенные хохломской росписью – это означает ценить традиции русского народа. Хохлома способна украсить каждый дом и внести уют в семейный очаг.

Воспитатель: Давайте для батюшки царя соберем картинки на память.

Игра «Собери посуду»

Воспитатель: Царь Салтан дивится чуду :

Салтан : Если только жив я буду, то село я навещу

У мастеров я погощу.

Заключительная часть

Рефлексия

Воспитатель: С каким героем познакомились?

С какой росписью вы познакомились?

Откуда появилась хохломская роспись?

Что нового узнали?

Что вам понравилось?

Конспект занятия «К царству славного Салтана с золотой хохломой»
Публикации по теме:

«Петушок-золотой гребешок». Конспект комплексного итогового занятия за первый квартал в первой младшей группе Задачи. Образовательные задачи: 1. Учить детей определять и называть понятия «один – много», «маленький – большой». 2. Продолжать учить.

Интегрированное занятие «Знакомство с золотой хохломой» (средняя группа) Интегрированное занятие по теме Знакомство с золотои хохломои средняя группа Цели: Воспитательные: воспитание интереса.

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок»Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок» Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок». Цель: Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения.

Конспект занятия по рисованию «Одуванчик золотой» в группе раннего развитияКонспект занятия по рисованию «Одуванчик золотой» в группе раннего развития Цель: развивать у детей воображение, интерес к рисованию, закреплять знание цветов (желтый, зеленый, форму. Задачи: 1. Учить передавать.

Конспект логопедического занятия «Золотой ключик или приключения Буратино» Конспект логопедического занятия по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» Образовательные области: развитие.

Конспект занятия по аппликации «Петушок — золотой гребешок»Конспект занятия по аппликации «Петушок — золотой гребешок» Программные задачи:Продолжать закреплять знания основных цветов;упражнять детей в составлении изображения из готовых деталей,дорисовывать.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Желание Золотой рыбки. Пространственные представления»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Желание Золотой рыбки. Пространственные представления» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных.

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Петушок-золотой гребешок»Конспект занятия по лепке из соленого теста «Петушок-золотой гребешок» Конспект организованной образовательной деятельности по лепке из соленого теста для детей старшей группы «Петушок – золотой гребешок» Задачи:.

Конспект занятия «Рассматривание золотой рыбки и карасика»Конспект занятия «Рассматривание золотой рыбки и карасика» Цели: Дать общее представление о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб; Задачи: Уточнить и закрепить знания детей о внешних признаках.

Конспект занятия по экономике «В гостях у сказки «Золотой ключик» в подготовительной группеКонспект занятия по экономике «В гостях у сказки «Золотой ключик» в подготовительной группе ГОСТЯХ У СКАЗКИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Конспект занятия по экономике в подготовительной группе. Программное содержание: Закрепить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «К царству славного Салтана с золотой хохломой»
Опубликовано: 20 марта 2023 в 20:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «К царству славного Салтана с золотой хохломой»» (включая файлы) размещена пользователем Меренкова Марина Викторовна (УИ 1579581) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД