МААМ-картинки

Консультация для педагогов «К вопросу о культуре безопасной жизнедеятельности дошкольника»

Светлана Доля
Консультация для педагогов «К вопросу о культуре безопасной жизнедеятельности дошкольника»

Основополагающими принципами человеческого бытия являются принципы обеспечения безопасности в жизни и деятельности. Проблема безопасности в современном мире становится все более актуальность в связи с увеличением общего количества потенциальных угроз для человека. В соответствии с этим возникает потребность решения проблемы – формирование культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.

Публикация «Консультация для педагогов „К вопросу о культуре безопасной жизнедеятельности дошкольника“» размещена в разделах

В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода. Его сущность заключается в объединении усилий дошкольных организаций, родителей по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Несмотря на то, что реальное количество опасностей для жизни взрослых и детей возрастает, внутренне осознание необходимости предпринимать активные действия на уровне собственной жизни не возникает. Это может быть связано с тем, что одной из особенностей человеческого сознания является то, что для него не имеет приоритетного значения информация, которая носит вероятностный характер.

В рамках целого ряда научных направлений указывается, что главным механизмом формирования ответственного отношения к себе является, прежде всего, образование (М. А. Котик, С. А. Прокурин и др.). При этом важно затрагивать все ступени образования, начиная с дошкольного возраста.

В работах О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной и других ученых подчеркивается, что главное задачей педагогов и родителей должна выступать подготовка детей к встрече с разными сложными и опасными ситуациями, развитие у них умений и навыков безопасного и защитного поведения[1].

Рассмотрим основные подходы к понятию «культура безопасности жизнедеятельности». Безопасность представляет собой сложное понятие, в котором находит отражение взаимосвязь целого комплекса взаимосвязанных систем, таких как природа, человек, общество, результаты человеческой деятельности и т. д.

В большинстве определений понятия «безопасность» выделяется ряд характеристик, отражающих сущность данного понятия. К ним можно отнести следующие:

- безопасность отражает способность объекта или явления сохранять свою сущность в условиях разрушающего воздействия из вне;

- безопасность представляет собой систему, для которой характерны устойчивость, саморегуляция, целостность;

- признаком отсутствия безопасности является угроза.

Культура безопасности жизнедеятельности объединяет в себя понятия «культура» и «безопасность».

По определению Ю. В. Репина, культура безопасности жизнедеятельности представляет собой состояние человека или социальной группы, отношение к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности[3].

Культура безопасности жизнедеятельности ребенка представляет собой совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности, о нормах и правилах безопасного поведения, которые формируют осознанное отношение к жизни и здоровью, адекватное поведение в разных ситуациях.

Решение задач, связанных с развитием культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников обуславливает необходимость проектирования образовательной среды.

Образовательная среда – представляет собой комплекс условий, которые оказывают как прямое, так и косвенное влияние на развитие культуры безопасности жизнедеятельности ребенка, его здоровье и деятельность всех участников образовательного процесса.

Необходимость проектирования образовательной среды связана с тем, что используемые вариативные образовательные программы (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина и др.) ориентированы на усвоение детьми знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, но не обеспечивают в полной мере формирование опыта безопасного поведения. Важным для нашего исследования является положение О. Ю. Зайцевой, О. Ю. Багадаевой о том, что «важно сместить акцент с педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие с детьми по добыванию, оценке, применению начальных знаний» [2, С. 102] актуальных для решения значимых для дошкольников задач безопасности в окружающем мире.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что проблема развития культуры безопасности жизнедеятельности дошкольника характеризуется высокой степенью актуальности. Ее решение связано с реализацией комплексного подхода, объединяющего всех участников образовательного процесса и проектированием образовательной среды.

Литература

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л, Князева, Р. Б. Стеркина. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144 с.

2. Зайцева, О. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО /О. Ю. Зайцева, О. Ю. Багадаева //Дошкольное воспитание – 2016. - №11. – С. 101 – 109.

3. Репин, Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях / Ю. В. Репин. М. : Дрофа, 2005. - 191с.

4. Садретдинова, А. И. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников : автореф. дисс. канд. пед. наук / А. И. Садретдинова. – Екатеринбург, 2009.

5. Сопко Г. И. О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении / Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина// Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 484-486.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника»Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника» Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее.

Фотоотчёт о родительском собрании в форме КВН «Знатоки правил безопасной жизнедеятельности» (подготовительная группа)Фотоотчёт о родительском собрании в форме КВН «Знатоки правил безопасной жизнедеятельности» (подготовительная группа) 2019 год Материал подготовили: Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель, Заводчикова Н. Б., Фоменко А. В. - воспитатели Цель: Создать условия.

Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице»Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице» Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии. Подвижные игры проводятся в помещении, и на свежем.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «К вопросу о культуре безопасной жизнедеятельности дошкольника»
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 17:25
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД