Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника»

Екатерина Алчинова
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника»

Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости понимания своих и чужих чувств, умения сопереживать людям, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из к5онфликтов. Эмоции есть механизм, реализующий сопричастность ребенка специфически человеческому миру, формирующий базовую экзистенциальную потребность – потребность в другом человеке, образующий своеобразную «мелодию жизни» ребенка. Часто эта «мелодия» характеризуется подавленностью, настороженностью, недоверием, снижением настроения, что затрудняет приобщение ребенка к культуре человеческих отношений.

Общение взрослых с ребенком-дошкольником порой сводится к трансляции когнитивных образов,наряду с режимными требованиями: соблюдение ритма сна – бодрствования, питания, прогулок и др., что само по себе не обогащает эмоциональную сферу, а скорее, ставит под сомнение «базовое доверие к миру» (Э. Эриксон, поскольку не предполагает инициативы ребенка. Ребенок познает мир отчужденно, неличностно, собственный внутренний мир остается закрытым для него.

Адекватное проживание кризиса трех лет происходит при таком развитии эмоциональной сферы, когда строится особый артифициалистского типа вид причастности к миру, в результате чего у ребенка возникает специфическая детская картина мира и свого места в нем. Вместе с тем необходимо отметить, что такая причастность стихийна и неустойчива, поэтому требуется специальная воспитательная работа по обогащению эмоционального общения взрослого с ребенком, помогающая ощутить радость бытия, полноту жизни, согласие с миром и самим собой. Такая воспитательная работа основывается на использовании различных форм искусств и, в частности, изобразительной деятельности. В ходе такой деятельности возникает эмоционально выраженная потребность в эстетическом самоощущении, ребенок становится сопричастен к миру как целому, он чувствует себя творцом.

Педагогические условия, развивающие эмоциональную сферу в ходе изобразительной деятельности:

1. Совместное переживание удовольствия воспитателя и детей в ходе изобразительной деятельности.

2. Обучение передаче эмоциональной выразительности изобразительных образов.

3. Обучение выражению эмоциональных состояний человека в изобразительных образах.

Первое педагогическое условие опирается на тезис, что деятельность ребенка – дошкольника должна быть желанной и радостной (В. В. Давыдов). Иначе говоря, действенно – экспрессивная форма переживаний является исходной формой человеческих эмоций. Как известно, в процессе рисования достижение сенсомоторной координации (рука-глаз)сопровождается интенсивным удовольствием: «радость появления нового бытия, отделяющегося от ребенка» (В. В. Зеньковский).

Необходимо помогать детям «дружить с карандашом», узнавать его свойства, учить технике держания карандаша, давать первичную ориентацию в мире цвета, форм, линий;поддерживать любые проявления активности: проведение простой линии, рисование кружка или какой – либор цветовой гаммы; самим принимать участие в рисовании, предлагая различные образцы. Все это создает атмосферу свободного творчества, ощущение успеха («Я могу сам»). Взрослые и дети переживают радость от рисования, заражаются эмоциональной энергией, у детей возникает эмоциональная сопричастность к человеческому миру.

Второе педагогическое условие опосредуется явлениями детского анимизма (стремление наделить неодушевленной душой, эмоциями, чувствами и т. д.) и способствует проявлению предметных эмоций. В ходе рисования дети на эмоционально-чувственном уровне пытаются изображать какой-либо предмет, наделяя его эмоцией («веселая линия», «грустная линия», «веселый цыпленок», «важный цыпленок» и т. д., что позволяет сопереживать изображаемым образам, как живым существам, дает возможность детям рассказывать с помощью рисунка о своих чувствах.

Третье педагогическое условие помогает детям понять собственно человеческие эмоции: различать и дифференцировать эмоциональные состояния, узнавать мимические и пантомимические проявления эмоций. Сначала дети рассматривают лица и части тела друг друга (глаза, нос, рот, волосы, уши, руки, ноги, туловище). Затем детям показывают лицо и фигуру человека с такими эмоциональными состояниями, как радость, печаль, страх, спокойствие. После этого дети пытаются изобразить в рисунке эти эмоции.

Соблюдение этих педагогических требований способствует тому, что изобразительная деятельность развивает эмоциональную сферу детей. В процессе такой деятельности создается эмоциональная ориентация ребенка на сверстников, у детей развивается способность к сопереживанию, они учатся «читать» человеческие чувства и лучше понимать себя.

Литература: Шик С. В. Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка четвертого года жизни // Психолог в детском саду, 2005, № 1, с. 94-98.

Публикации по теме:

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника.Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют.

Консультация «Изобразительная деятельность детей как средство формирования чувства любви к родному краю» Г. А. Ашмарина - воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска В течение нескольких лет коллектив нашего дошкольного учреждения.

Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОНР Наблюдая за рисованием детей, можно отметить, что ребенок стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни,.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников» Экспериментирование является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово "эксперимент"произошло от греческого.

Консультация для педагогов: «Практические рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста» 1. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы, где описаны различные поступки людей, примеры их положительного и отрицательного.

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника» ФИО Олейникова Алла Ивановна Тема:«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»Младший дошкольный.

Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаИзобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Разрешите представить Вашему вниманию презентацию моего опыта работы по теме "Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой.

Консультация «Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей 6–7 лет» Сегодня дошкольное образование особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это нашло отражение в государственных стандартах.

Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста В детском саду работаю 20 лет, из них 10 лет педагогом-психологом. Эмоциональное развитие дошкольников считается периодом повышенного риска.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Времена года и погода
  • Искусство
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника»
Опубликовано: 6 января 2016 в 14:58
+185Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 96.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Методическая разработка: учебно-игровое пособие «Перекресток»
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по...
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за лягушкой»
Цель :расширять знания детей об окружающем мире. Задачи: Образовательные: расширять и уточнять знания детей о внешнем виде лягушки,...
Фотоотчёт о конкурсе чтецов среди воспитанников старших групп детского сада «Мы рады...
Традиционно каждую зиму в нашем детском саду организуется конкурс чтецов "Мы рады Зимушке-Зиме" среди воспитанников старших и подготовительных групп. Не стал...