Консультация «Как научить ребёнка стать добрым»

татьяна Торопина
Консультация «Как научить ребёнка стать добрым»

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, а «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Мы, педагоги, должны уметь воспитать у детей эту готовность, а также желание заботиться о других. В беседах с детьми, больше уделять внимания и делать акцент на развитии добрых поступков. Заучивать стихи на темы доброты и заботы о ближних. Обогащать словарный запас детей такими словами,как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» и т. д. Учить детей уметь постигать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках. Пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах.

Вот,например:

«Даешь другому – приобретаешь себе».

«Верная указка – не кулак, а ласка».

«Добрые слова, лучше мягкости пирога».

«Доброе братство – лучше богатства».

«Доброе слово доходит до сердца».

«Доброе дело питает и душу, и тело».

«Не суди по силе рук, а суди по силе сердца».

«Жизнь дана на добрые дела».

Свою работу начала с создания особого психологического климата, т. е. создание в группе спокойной, доброжелательной, тихой обстановки. Мы персонал группы, следим за своей речью, эмоциями, голосом. Голос стараемся не повышать, а пользуемся его интонацией, а также выразительностью речи. С первых дней дети нашей группы приучаются к порядку, ответственности, спокойному разговору, уважительному отношению к взрослым.

Также используем все свои возможности, чтобы создать в нашей группе красоту, уют, доступность игр, комфортность. В группе есть разнообразные игровые зоны для мальчиков, и для девочек, и для совместных игр и занятий. Оформлен уголок добрых дел. Книжный уголок дополнен литературой по данной теме. Подобран игровой и иллюстративный материал.

Большое внимание уделяю культуре поведения детей, их внешнему виду, аккуратности, подтянутости. Прививаю детям умение увидеть неполадки во внешнем виде у себя и у другого ребенка и тактично помочь ему.

Культура общения детей между собой и взрослыми предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребенка необходимо учить замечать состояние других людей, своих сверстников. Руководствоваться чувством уважения к окружающим. В связи с этим оформлен уголок настроения. С помощью его можно определять эмоциональное состояние ребенка, которому необходима эмоциональная поддержка, выделять причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий, как в семье, так и в ДОУ.

В своей работе использую - фронтальный, индивидуальный и подгрупповой методы общения с детьми,а также следующие формы:

1. ЗАНЯТИЯ.

На протяжении всего занятия делается акцент на нравственной стороне вопроса или темы, слежу за ответами детей и их правильной реакцией на ответы других детей, чтобы избежать иронии и усмешек по отношению друг к другу.

2. ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ.

Этические беседы основываются на чтении литературных произведений или стихов, с последующим их обсуждения.

Положительные персонажи и герои сказок вызывают у детей симпатии, желание подражать им. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются и лишаются того, к чему стремились. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло, и к чему может привести зависть.

3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД.

Любая коллективная работа, коллективный труд обязывает ребенка к повышенной ответственности за свой участок работы, стимулирует к большому вниманию по отношению к соседу,помощи товарищу: при регулярном наведении порядка в группе ребенок выполняет не только порученную ему работу, но и помогает своему товарищу, проявляя при этом максимум усердия и старания.

4. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН И ИЛЛЮСТРАЦИЙ.

Рассматривание иллюстративного и наглядного материала вызывает у детей эмоциональное переживание: они по внешнему виду учатся определять внутреннее состояние человека, чтобы в дальнейшем быть тактичным и корректным в общении. При рассматривании одинаковых по форме, виду, но противоположных по нравственному содержанию дети на наглядном примере могут сделать правильный вывод – «Что такое хорошо и что такое - плохо».

5. ИГРЫ.

Настольно - печатные игры. Это – игры,развивающие словарный запас детей: игры по карточкам - «Когда мы так говорим?», «Как еще можно сказать?», «Составь предложение». Используем ребусы, кроссворды, игру «Хорошо - плохо».Подвижные игры: «Вежливые прятки», «Вежливые жмурки».Игры с мячом: «Назови ласково», «Чем я помогу маме» и т. д. Речевые игры.Сюжетно - ролевые: «Парикмахерская», «Семья», «Дочки - матери».

6. ЛЕТУЧКИ.

По пятницам мы проводим с детьми итоги по нашим «Добрым делам». Подсчитываем количество фишек собранных в коробочки за «добрые дела и хорошие поступки» каждого ребенка и объявляем победителя недели. Победитель получает приз! Также провожу мини - беседы и этюды, на которых привожу примеры различных неожиданных и порой затруднительных для детей ситуаций, и внушаю, что нужно быть собранным, смелым, чтобы уметь оказать посильную помощь словом или действием, чтобы не оказаться безразличным и равнодушным в не обычной ситуации.

7. РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ.

Через режимные моменты детей можно приучить к культуре поведения, вежливости, заботе друг о друге и о взрослых.

Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво.

Вот пример из моей практики. Однажды, во время обеда, Дима случайно задел чашку с компотом и залил весь стол, чашка упала на пол и разбилась. Дима заплакал. Никто из детей не помог расстроенному мальчику, никто не успокоил, хотя все дети знают, что наказание всегда плохо, горько и неприятно. Я объяснила детям, что Дима сделал это нечаянно. Ему и так стыдно и что злорадствовать это плохо, а лучше надо помочь товарищу, ведь такое может случиться с каждым человеком. Еще я пояснила, что смеяться над чужим проступком это глупо и жестоко. Теперь если кто-то из детей смеется над чужой бедой, дети в моей группе всегда реагируют правильно.Они говорят: «Смеются над чужими проступками только глупые дети».

В воспитании доброты я применяю чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину. Очень поучительны рассказы Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы». Рассказы В. Осеевой – писательницы,которая воспитывала их нравственность своими произведениями: «Просто старушка», «Отомстила», а что стоит рассказ «Волшебное слово» про мальчика, который был грубый, невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушки не нашел.

Читаю детям стихи Е. Благининой «Посидим в тишине», «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Вовка – добрая душа» А. Барто, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Рассказ Э. Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный друг, если попадет в буран, смог укрыться от непогоды. Чтобы подчеркнуть, как мальчик был счастлив, делая доброе дело,я два раза прочитала слова: «Утром, сияя от счастья с разгоревшимися щеками, Олешек мчался по знакомой тропинке к снежному замку, а в сердце его пели птицы».На вопрос: «Почему в сердце мальчика пели птицы?»все дети ответили правильно: «Потому что он сделал доброе дело и был рад».

Использую в своей работе тематически подобранные картинки на тему доброты. Каждую ситуацию мы всей группой детей обсуждаем. Я задаю детям вопросы, как бы они поступили в данной ситуации. Ответы детей бывают разные, а цель моих бесед одна – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.

Помогла мне в работе и сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». Она учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что сделав доброе дело, становится сама счастливее.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

В результате проведения этой работы в нашей группе сложилась очень спокойная доброжелательная обстановка, которая проявляется в отношениях персонала группы между собой, в отношениях взрослых с детьми, в отношениях детей между собой. Дети стали более спокойными, более внимательными друг к другу, взрослым. Словарный запас детей «богатился: такими словами и фразами как «Разрешите, пожалуйста», «Вы не могли бы мне помочь?», «Всего доброго», и т. д.

У детей появилась потребность быть аккуратными, внимательными друг к другу и проявлять эти качества не только на словах, но и на деле в детском саду, дома, на прогулке, в гостях.

Работа по данной теме является не только очень нужной, но и очень интересной, и требует от взрослого человека большого терпения, потому, что воспитывая детей, человек воспитывает и себя самого. В дальнейшем продолжать эту работу буду с большим интересом, буду собирать и накапливать материал, различную информацию, изучать современные формы и методы работы в этом направлении и использовать их в дальнейшей своей работе.

Результатом моей работы стало, то, что дети научились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учатся оценивать свои поступки в различных ситуациях. Все дети владеют навыками драматизации, воспроизводят черты характера героя, используя мимику, жесты, речевую интонацию.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?»Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.

НОД в подготовительной группе «Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!»НОД в подготовительной группе «Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная,.

Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова»Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.

Формирование у детей доброжелательных отношений друг к другу и окружающим. Проект «Добрым быть — добрым и слыть»Формирование у детей доброжелательных отношений друг к другу и окружающим. Проект «Добрым быть — добрым и слыть» Проект «Добрым быть – добрым и слыть» В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется,.

Советы родителям «Как научить ребёнка пользоваться ножницами»Советы родителям «Как научить ребёнка пользоваться ножницами» Дети рано проявляют интерес к ножницам. Но многие мамы боятся начать учить ребёнка ими пользоваться, так как обеспокоены безопасностью.

Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине»Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине» «Купи, купи, хоть что-нибудь купи!» – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация «Как научить ребёнка стать добрым»
Опубликовано: 12 марта 2020 в 14:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...

15 мая. День бумаги на МААМ

Нашу жизнь невозможно представить без бумаги. На ней мы пишем и рисуем, читаем книги и журналы, она используется для различных видов упаковки. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этому...


Горячие темочки