Марина Савельева
«Как зимуют птицы?» Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
Непосредственно-образовательная деятельность
«Как зимуют птицы?»
Старшая группа
Составил: воспитатель 1 кв. категории
Савельева Марина Александровна
г. Нефтеюганск
Публикация «„Как зимуют птицы?“ Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Тема: «Как зимуют птицы?»
Программное содержание: уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах, развивать умение добывать информацию из разных источников, работая в парах, обобщать, делать выводы, воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное время,
Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, беседы о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций и чтение познавательных рассказов о птицах.
Материалы и оборудование: папки исследователей, фотографии птиц, энциклопедии о птицах, схемы для описания внешнего вида птиц, видеофильм о птицах.
Ход занятия:
1 часть
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Стук в дверь. Воспитатель показывает детям письмо:
-Дорогие дети, к нам в группу пришло письмо из далекой Африки. Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте! Пишут вам из жаркой Африки перелетные птицы. У нас тут лето. Всё цветёт, зеленеет, бабочек, гусениц полным-полно. Так что все мы сыты и довольны, чего и вам желаем! Никогда мы зимы не видели и переживаем за своих друзей-птиц, которые остались зимовать. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им, наверное. Сообщите нам, пожалуйста, как зимуют наши друзья? До свидания!
Воспитатель:
-Назовите перелетных птиц, которые улетают в теплые страны. (Ответы детей). Ребята, как можно сообщить перелетным птицам об их друзьях- зимующих птицах? Ведь Африка находится очень далеко. ( Дети строят предположения: отправим сообщение по электронной почте, позвоним, напишем письмо и т. д.) Останавливаются на варианте - отправим письмо.
Воспитатель:
-Сможем мы ребята помочь перелетным птицам? Вы согласны провести исследование «Как зимуют птицы?». Я приготовила для перелетных птиц сюрприз - одна из птиц, которых мы будем изучать, им незнакома, они с ней никогда не встречалась. Какая это птица вы сейчас узнаете.
Дети садятся за столы, на которых приготовлены папки исследователей (на каждого ребенка, фотографии птиц (одна фотография на 2-х детей). Среди зимующих птиц (воробей, дятел, синица) находится свиристель - птица, которая прилетает к нам только зимой.
Дети называют птиц и рассуждают о том, какая птица незнакома. Делают вывод, что перелетным птицам незнаком свиристель, потому что когда они возвращаются на родину, свиристель улетает.
Воспитатель:
- Ребята, а какие птицы с нами остались зимовать? Почему они остались? Люди должны заботиться о птицах? Как мы это можем сделать?
2 часть. Основная
Воспитатель:
-С чего мы начнем исследование?
Дети предлагают методы, которые можно использовать (по методике А. И. Савенкова)- и выбирают только те, которые подходят к настоящему исследованию - подумать, прочитать в книге, спросить у кого-нибудь или просмотреть иллюстрации и фотографии, посмотреть видео - фильм о птицах.
- Чтобы было понятно, о какой птице вы рассказываете, сначала опишите её внешний вид. (Детям, у которых возникают затруднения, предлагаются схемы описания внешнего вида птиц).
Дети начинают исследования синицы, воробья, дятла и свиристеля. В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они использовали все методы исследования, отвечает на их вопросы.
Физкультминутка:
Зимой, когда тепло и ярко светит солнце,
воробьи весело летают, чирикают, клюют зернышки,
но вот наступили морозы, воробьи распушили свои перышки, уселись рядышком, прижались друг к другу, чтобы согреться.
Потом опять выглянуло солнце, птички встряхнули свои перышки
и полетели искать корм, потом уселись на веточку
и переговариваются друг с другом - чирикают и
поворачиваются голову то в одну, то в другую стороны.
(действия детей согласно текста).
Воспитатель:
-Ребята, сейчас мы воспользуемся ещё одним символом и посмотрим видеофильм «Времена года-Зима (зимующие птицы)». Смотрите фильм внимательно, запоминайте, что нового вы узнаете о своих птицах, чтобы потом вы смогли все зарисовать. (Просмотр).
После того, как все дети зарисовали информацию после просмотра фильма, закончили исследование, начинаются выступления-доклады о птицах.
Воспитатель:
-Напоминаю правила: слушаем выступающих детей внимательно, не перебиваем, после доклада задаем вопросы и дополняем выступающих (по необходимости).
Дети выступают в парах. Договариваются об очередности, дополняют друг друга.
Пример выступления:
«Я проводил исследование дятла. У дятла очень крепкий клюв, с длинным липким языком, которым он достает насекомых из-под коры дерева. Своим хвостом дятел упирается в ствол дерева. Для того чтобы было удобно шелушить шишку дятел засовывает её в расщелину дерева. Из энциклопедии я узнал, что место, где дятел шелушит шишки, называется «кузница дятла». В фильме показали, что дятла с большой белой полосой на спине называют белоспинным, а трель слышна от большого пестрого дятла».
Все исследования складывают в конверт для того, чтобы отправить перелетным птицам письмо в Африку.
3часть. Заключительная
В кругу взявшись за руки:
-Как вы думаете, удалось нам рассказать о том, как птицы зимуют? Что нам в этом помогло? (думали, спрашивали, читали, смотрели фильм). Были трудности во время проведения исследования, в получении информации из книги или из просмотра фильма? Причины какие, как вы думаете? Что нового вы узнали во время исследования? Мне тоже понравились ваши доклады - очень подробные выступления, хорошие вопросы, умные ответы.