«Какая ты, кукла Нухуко?». Изготовление чукотских кукол «Нухуко»

Марина Павленко
«Какая ты, кукла Нухуко?». Изготовление чукотских кукол «Нухуко»

Тема мероприятия:Тема: «Какая ты, кукла Нухуко

Изготовление чукотских кукол «Нухуко».

Цель мероприятия: познакомить школьников с родным краем и методикой изготовления чукотской куклы «Нухуко».

Задачи:

1) углубление знаний детей о родном крае;

2) знакомство школьников с национальными особенностями игры в куклы;

3) знакомство с технологией изготовления чукотской куклы;

4) обучение способствует приобщению учащихся к истокам народного творчества и изготовлению чукотской куклы из бумаги;

5) развитие художественного вкуса, умения работать в коллективе.

6) развитие у учащихся творческого воображения.

Форма организации деятельности: совместно-индивидуальная.

Материалы,инструменты: таблица последовательности выполнения кукол, чукотской куклы «Нухуко», фломастер, шаблоны кукол.

Оформление класса. Большой лист бумаги с изображением тундры, яранги (мольберт-тундра).Фотографии, рисунки кукол «Нухуко»

Планируемый результат.

1) овладение технологий изготовления куклы «Нухуко» из бумаги;

2) овладение школьников навыками самооценки проделанной работы;

3) овладение навыками совместной творческой деятельности;

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит песня в исполнении Игоря Карнилова «Северный край»

«Как птицы из всего строят гнёзда,

Так дети из всего мастерят себе куклу».

В. Гюго

Учитель: Ребята, наш классный час я начну с новой игры (дети стоят в кругу). Необходимо хлопнуть в ладоши,если относишь себя к следующей категории:

- только девочки;

- только мальчики;

- только те, кто опаздывает на уроки;

- только те, кто хорошо учится;

- только те, кто не любит каникулы;

- только те, кто любит вкусно поесть;

- только взрослые;

- только те, кто любит шоколад;

- только те, кому нравиться хоккей;

- только те, у кого хорошее настроение;

- улыбнитесь друг другу и скажите доброе пожелание.

Учитель: Амынеттыктумгытури!

Ученики: Амынеттыктумгытури! Амынеттыктумгытури!

Учитель: Здравствуйте, дети и дорогие гости!

Вы знаете, что наша страна очень большая, а называется она очень красиво - Россия. На многие километры протянулась она с запада на восток и с севера на юг. Это наша с вами Родина. Но у каждого человека есть свой любимый уголок, своя маленькая Родина, где он родился и живет. Для нас с вами Родиной является наш северный край - Чукотский автономный округ.

Сегодня наш классный час посвящен годовщине образования Чукотского автономного округа и Билибинского района.

Немного общих сведений о Чукотке нам расскажет Татьяна.

Ученик: Чукотский автономный округ - субъект Российской Федерации, входят в состав Дальневосточного федерального округа, расположен на крайнем северо-востоке России. Граничит на западе с Республикой Саха (Якутией, на юге – с Магаданской областью, на юго-востоке с Камчатским краем, на востоке по морю с США. Чукотский автономный округ омывается водами Северного - Ледовитого и Тихого океанов. Территория Чукотского автономного округа составляет 721,5 тыс. кв. километров. Коренным населением Чукотки являются: чукчи, эвены, юкагиры, коряки. Чукчи, народ в Российской Федерации (15,1 тыс. человек, коренное население Чукотского АО (11,9 тыс. человек). Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — "оленный человек") и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — "береговой", живущих совместно с эскимосами. Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер.

Основное занятие береговых чукчей —охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Основное жилище чукчей — разборный цилиндроконический шатёр-яранга из оленьих шкур у тундровых чукчей и моржовых — у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Яранга приморских чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия.

Традиционные ремёсла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба, и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом.

Учитель: Чтобы выжить в суровых условиях, на помощь людям севера приходил опыт традиционной культуры. Вся чукотская мудрость была направлена на выживание человека в согласии с природой. «Земля кормит оленей - гласит известная чукотская поговорка, - а олени кормят нас». А это значит, что землю, тундру надо беречь.

Мы уже изучали с вами поговорки. Давайте вспомним некоторые из них.

Ученик 1: Цветок в тундре можно понюхать, полюбоваться им, но не срывать – это не еда.

Ученик 2: Рыбу стараться добывать столько, сколько требуется.

Ученик 3: Не бери лишней зелени и съедобных корней при сборе, чтобы не нанести ущерба природе.

Ученик 4: Запрещается детям разрушать мышиные норы и птичьи гнезда, так как у мышей есть свои семьи, родственники и даже покровители – духи, которые могут отомстить.

Ученик 5: Кости оленей не выбрасывать, иначе стадо может стать беспокойным, неуправляемым.

Учитель: Поэтому кости дробили, вытаскивали костный мозг и использовали в пищу или вытапливали жир для освещения.

Учитель: Ребята, закройте глаза и представьте на улице – 50. А в жилище, которое называется чум или яранга, нет ни электричества, ни отопления. Стены дома – это жерди, образующие купол, а сверху на них натянуты шкуры животных. Посередине жилища горит костер. Вокруг него сидят, лежат, спят люди. Они одеты в одежду из меха. В углу дети играют во что-то. Вот девочка подняла руки и в них игрушка. Но она не из магазина, она сделана своими руками.

- Откройте глаза.

- Отгадайте загадку и узнайте, какаяигрушка у детей в руках:

«Что все это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь – будет спать

День, и два, и даже пять…»

Ученики: Кукла.

Учитель: Правильно.

Учитель: Дорогие друзья, посмотрев на оформление класса, вы наверняка уже поняли, что сегодня мы будем говорить о кукле, но не о простой кукле, а о национальной чукотской кукле «Нухуко».

В переводе с чукотского «Нухуко» – это игрушка.

Игра для девочек «ухукова» - это тихая, спокойная игра в семью.

Учитель показывает на доску, на образцы кукол.

Чукотская куколка делалась из оленьего рога, который заменял голову. Кукла Нухуко изготавливалась весной, в период весенней охоты. К кусочку рога прикреплялась одежда из меха и ткани.

Как известно, олень у чукчей считается символом живого.

Может в этом и кроется секрет отношения к куклам, как к живым существам?

На лице кукол запрещалось изображать глаза. Особенно из бисера, чтобы в Нухуко не вселился злой дух. По ночам такая кукла будет оживать, будет смотреть на жильцов яранги, будет мешать ребёнку спать. Поэтому детские куклы не имеют глаз, а вместо лица у них оленьи рога.

Делались куклы-женщины, а также мужчины.

Обычно в игре «ухукова» разыгрывались бытовые сцены из жизни родителей. Куклы ездили, друг другу в гости, охотились, ловили рыбу, пасли оленей, готовили пищу, шили одежду, ухаживали за младшими братьями и сестричками, кормили собак, пели песни. Таким образом, через игру прививались любовь к труду, уважение к традициям, обычаям старших поколений. Играя, ребенок с малых лет учился соблюдать обычаи своих предков, знакомился с нормами поведения.

Обратите внимание на форму куклы. Что она вам напоминает?

Ученики:

- Ярангу, сопки.

Учитель:

- Правильно.

Обратите внимание на узоры. Они состоят из геометрических фигур. Как вы думаете, что обозначает круг в узоре?

Ученики:

- Думаем, что – это солнце.

Учитель:

- Правильно. Оно дает свет, тепло, которому чукчи радуются весной после долгой зимы. Даже есть такой праздник у чукчей – праздник солнца.

- А треугольник в узорах?

- Символ яранги, сопки.

- А углы квадрата?

- Конечно – это рога оленей.

- Правильно все узоры чукчей - это окружающий их мир.

Физкультминутка.

1. Мудра «Спасающая жизнь», при болях и дискомфорте в области сердца.

2. Мудра «Стрела Ваджра», нарушениях кровообращения и кровоснабжения.

3. Мудра «Голова Дракона»,для профилактики и лечения простудных заболеваний.

И сегодня мы с вами поучаствуем в создании кукол «Нухуко».

Сегодня мы изготовим большую дружную семью кукол.

Делать кукол мы будем из бумаги.

Предлагаю сделать куклу сообща. Работа будет коллективной,и поэтому мы делимся на две основные группы:

- первая группа изготавливает кукол – мужчин.

- вторая группа изготавливает кукол – женщин.

И в результате, прикрепив на нашем листе-тундре сделанных вами кукол, мы должны получить большую дружную нарядную семью.

Ну что, все готовы? Тогда приступаем.

Но прежде чем вы получите задание,давайте повторим правила безопасной работы:

во-первых, нужно начинать и заканчивать работу только с разрешения учителя, соблюдать в кабинете порядок и дисциплину;

во-вторых, будьте аккуратны и бережливы.

в-третьих, работе будет оцениваться аккуратность и правильность нанесения национальных узоров.

в-четвертых, по окончании работы не забудьте убрать рабочее место.

Для наглядности каждой группе вручается кукла Нухуко: первой группе кукла-мужчина, второй группе кукла-женщина.

Ученики рассматривают предлагаемый наглядный материал, инструменты для работы.

Учитель: Чукотских детей с малых лет учат быть бережливыми и аккуратными. Если дети играли,то они должны убрать за собой игрушки: «Была девочка, которая однажды не послушалась, не убрала свои куклы из утиных носиков. Утром проснулась – кругом ни одной живой души! Куклы за ночь выросли и стали великанами, чудовищами. Они съели всех родственников девочки…».

- Что страшно? Не бойтесь. Это чукотская страшилка. Ведь вы у меня аккуратные и с вами ничего не случиться.

- Мне нужны по одному помощнику, которые отнесут заготовки для кукол

«Нухуко» к своим группам.

- Дети, скажите. Кто из кукол на доске женщина, а кто мужчина.

Ответы детей.

Учитель:

- Почему вы так думаете?

Теперь возьмем в руки карандаш и фломастер, и нарисуем чукотскую семью кукол «Нухуко».

- Дети, в оформлении куклы используйте чукотский орнамент.

- 1,2,3 начали…

Учитель включает чукотскую музыку. Ходит и помогает, подсказывает ученикам. Если дети в одной группе заканчивают раньше своё задание, им предлагается помочь другим группам.

Готовые куклы приклеиваются скотчем к рисунку с ярангой.

Во время изготовления кукол звучит музыка (чукотские мотивы).

Учитель: У нас получилась большая дружная чукотская семья кукол. Посмотрите, какие они все нарядные.

Вы все очень хорошо потрудились, узнали для себя много нового, и, надеюсь, когда-нибудь вы расскажите своим деткам о чукотской кукле «Нухуко» и будете вместе с ними мастерить свою, семейную куклу.

Ребята, это очень здорово, что с помощью таких занятий мы храним и возрождаем народные традиции – эту нить, связывающую нас всех на нашей суровой и такой прекрасной земле.

Вы наследники народных традиций. Помните всегда об этом. Я очень горжусь вами и вашей работой, это целый праздник, который мы сегодня создали своими руками.

Рефлексия:

В заключении, мы бы хотели предложить вам оценить свою работу на сегодняшнем мероприятии. Для этого, вам надо прикрепить один праздничный шар на елочку, если вам понравился наш классный час. Если нет, то положите его в сундучок.

На этом наш классный час закончен. Спасибо за внимание.

Список источников информации и иллюстраций:

Литература:

1. Вора Е. В. ухукова – игра в куклы. Учебно-методический блок. - Самбург, 2013г.

2. Головнёв А., Лезова С.Игра: Нухуко – традиционные игрушки ненцев; Роль игры, игрушек в воспитании ненцев// Сев. Просторы. – 1994. – №2. – С. 52-53.

3. Головнев А. В., Лезова С. В. Игра// Северные просторы. – 1994. – №2. – С. 56.

4. Малыгина А. А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ). Материальная и духовная культура народов Сибири. –Ленинград: «Наука», 1988. – 240 с.

5.Мифологическое время: альбом-каталог. Государственный музей Природы и человека Ханты-Мансийск/ Сост. Е. В. Перевалова, С. В. Лезова, А. В. Головнев. – М.: Издательства «Эпифания», 2003.

6. Павлинская Л. Ф. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири/ Традиционное воспитание у народов Сибири. –Ленинград: «Наука», 1988. – С. 222-250.

7. Хомич Л. В. – СПб.: Русский двор, 1995. – 336 с.

8. Яптунэ Р.Обычаи и обряды чукчей: ч. 1. - Нухукова – игра в куклы: Игры, Нухукова – куклы. // Таймыр. – 1998. – 12 нояб. - с. 18.

9. Яптунэ Р. П. Нухукова – игра в куклы: Чукотские игрушки// Вестник. – 2004. – №4. – С. 3-4.

Ссылки на альбом с музыкой:

1. http://ethnic.com.ua/music/669

2. http://www.gusli.su/tema/nency/

Иллюстрации:

1. Фотографии из личного архива автора.

2. Экспонаты ГУ «ЯНОМВК им. И. С. Шемановского» г. Салехард.Фото: А. А. Арефьевой.

3. http://www.nasekomie.ru

4. http://sever.livemaster.ru

Публикации по теме:

«Ах, какая осень, ах, какая!» Фотозарисовка осенней прогулки«Ах, какая осень, ах, какая!» Фотозарисовка осенней прогулки Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Согласитесь, осень бывает разная! Если вспомнить прошлогодний сентябрь, то он радовал.

«Ах, какая осень, ах она какая!» Фотоотчет о прогулке«Ах, какая осень, ах она какая!» Фотоотчет о прогулке Вот и наступил последний месяц осени – ноябрь. Первые дни месяца, были сырые, дождливые, холодные. Но вдруг погода изменилась, видно осень.

Фестиваль кукол «Кукла Дона»Фестиваль кукол «Кукла Дона» «Кукла Дона»Сегодня мне посчастливилось побывать на дивной выставке! В рамках Года Культуры в Донской государственной публичной библиотеке.

Фотоотчет «Ах, какая осень, ах какая! Вся из желтых листьев — золотая!» ВидеоФотоотчет «Ах, какая осень, ах какая! Вся из желтых листьев — золотая!» Видео Уважаемые коллеги! Осень "золотая" - прекрасная пора для знакомства детей с природой, игр и развлечений. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Какая ты, кукла Нухуко?». Изготовление чукотских кукол «Нухуко»
Опубликовано: 25 января 2021 в 06:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Фотоотчёт весеннего праздника «Фея цветов» в средней группе ДОУ
*** В гости к детям пришла великолепная Фея цветов. В руках у неё была корзина с цветами! " Из корзины розу достаю и песню спеть я вас прошу"....
Мастер-класс для младших дошкольников по аппликации «Подснежник маме подарю»
Задачи: Развивать умение у детей последовательно склеивать детали, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать стремление сделать красивый подарок для...
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме»
Цель: Закрепить знания детей о рыбках, живущих в аквариумах, о необходимых условиях для жизни рыбок в аквариумах. Развитие мелкой моторики, желания работать...