вика наумова
Консультация для родителей «Когда же ты заговоришь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда же ты заговоришь?
Первого слова своего ребенка мы ждем так же трепетно, как и первого шага. Нет ничего более приятного для слуха матери, чем голос ее ребёнка. Но как быть, если малыш не торопится разговаривать?
Всем родителям хочется видеть в своем ребенке гения. Чтобы он с пеленок знал цвета, буквы, цифры, но главное - много говорил, и
желательно сразу читал наизусть стихи классиков. Но вот соседская девочка в два года уже учит английский, а ваша умница в два с половиной все «му»да «му».
Молчуны и балаболы
Публикация «Консультация для родителей „Когда же ты заговоришь?“» размещена в разделах
Главное - не сравнивать. Этот принцип современной педагогики касается не только речи. Все дети разные, у них разные способности, но все они от природы одарены. Сравнивать достижения ребенка можно только с его собственными. Если в год ваше дитя произносит три слова, а в полтора всего пять, то стоит задуматься: а все ли вы делаете правильно? Достаточно ли общаетесь с малышом? Дело в том, что в раннем возрасте развитие ребенка имеет накопительные свойства. Малыш может не говорить, но будьте уверены: он внимательно вас слушает, впитывает информацию, как губка, а через месяц выдаст вам сразу 20-30 слов - вы ахнете! Многие дети из разряда молчунов начинают говорить поздно, но сразу целыми предложениями.
У Альберта Эйнштейна как-то спросили: «Как вырастить из ребенка гения?» Ученый ответил: «Читайте ему сказки». И все, так просто! Но это действительно гениальный совет. Общайтесь с ребенком как можно больше, читайте и обсуждайте книги, задавайте вопросы, даже если его словарный запас минимален и он не может вам ответить.
Распространенная ошибка родителей - предупреждать желания ребенка, особенно если это единственный и долгожданный на большое количество взрослых. Когда ребенок что-то просит, сделайте вид, что не понимаете, вслух перечисляйте «не те» предметы - побуждайте его назвать нужную вещь, а не тыкать в нее пальцем.
Говорим правильно
Следите, чтобы у ребенка было правильное речевое окружение. Например, считается, что если мать картавит, то и ребенок переймет эту привычку. И уж конечно, в присутствии маленького ребенка нельзя произносить неприличные слова. Впрочем, их вообще лучше не произносить.
Лучше сразу называть все предметы своими именами: «кошка» вместо «мяу- мяу», «машина» вместо «би-би», «качели» вместо «кач-кач» и т. п. Использовать звукоподражательные слова можно, но делать это тоже надо правильно. Разумеется, ребенку легче сказать «ав-ав», чем «собака». Согласитесь с ним, когда он показывает на животное, но поправьте: «Да, это собака, она говорит «ав-ав!» И ни в коем случае не перенимайте манеру разговора детей. Ребенок должен учиться у вас, а не наоборот. Взрослый не должен говорить малышу: «Пливет, пойдем гуль-гуль?» В этом случае правильного развития речи от ребенка не ждите.
Пора к специалисту?
Сенситивный период для развития речи - 3 года. Причем мальчики обычно начинают говорить позже девочек. Это значит, что если вашему малышу уже два, а он все предметы зовет «ка» или «се», то не стоит бить тревогу - у него есть еще год, чтобы выучить остальные звуки. Кстати, есть звуки, которые легко даются, а есть те, что не подвластны до шести-семи лет, даже на занятиях с логопедом. Считается, что дети позже начинают го-ворить звук «р», но все индивидуально.
Если ребенку исполнилось три года, а он все еще не хочет разговаривать, то пора обратиться к специалисту. Причем не всегда к логопеду, а иногда даже к детскому психологу. Часто задержка речи у детей связана с неблагоприятной обстановкой в семье, психологическими травмами малыша: родители развелись или часто ссорятся, мама говорит ребенку одно, а папа - противоположное и т. п. Если ребенку уже 5-6 лет, а он произносит не все звуки - срочно к логопеду!
Главное - вовремя осознать проблему и все исправить, благо ранний детский возраст позволяет это сделать без потерь.