ТАТЬЯНА АЛЕКСАЕВА
Сценарий развлечения «Коляда да Коляда!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие с детьми старшей и младшей групп.
Цель: Продолжать знакомить воспитанников с русским фольклором.
Задачи:
-Расширять представлений детей о традициях и обычаях России, знакомство
Публикация «Сценарий развлечения „Коляда да Коляда!“ в старшей группе» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
с народными праздниками;
-Прививать интерес, любовь и уважение к культуре своей страны.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме праздника, беседы о обычаях и обрядах, зимних праздниках, разучивание песенок-Колядок, поговорок, игр.
Ход развлечения
Дети старшей группы стучатся в дверь к малышам, выкрикивая колядки,
прославляющие хозяев и устраивая шум (шумовые музык. инструменты).
-Коляда,коляда,
Пришла коляда
Накануне Рождества.
-А дай бог тому, кто в этом дому!
-Ярче звёздочки светите,
Укажите нам пути
Разрешите, разрешите,
Разрешите нам войти.
-Коляда – колядин.
Я у батюшки один.
По колено кожушок
Дайте, дайте пирожок.
(помощник воспитателя открывает дверь, вваливаются ряженые, продолжая выкрикивать)
-Открывайте сундуки-
Доставайте пятаки.
-Открывайте коробейки-
Доставайте копейки.
-Что есть в печи - в мешок мечи!
Воспитатель:
Проходите, гости дорогие, зачем вы к нам пожаловали?
Давайте сядем рядком,
Да поговорим ладком.
(Все рассаживаются в русской избе.)
Дети старшей группы говорят, что недавно был праздник- Рождество, а сейчас начались Святки).
Воспитатель - А наши детки не знают, что это за праздник, расскажите им пожалуйста.
Дети старшей группы : Не было на Руси более веселого праздника, чем Святки. В
в некоторых местах Святки называли Колядою. Празднование продолжалось две недели, от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января). У святок было три обычая: ряженье, баловство, и гадание. Молодежь и дети наряжались в костюмы разных животных и Коляды.
Кто это-Коляда? Он или она? Коляду никто никогда не видел и никто не мог сказать, как она выглядит. Колядующие стучались в разные дома, пели колядки, шутили и выпрашивали у
хозяев угощение. Хозяева ждали ряженых, были им рады и щедро одаривали.
Воспитатель: Хотите посмотреть, как это происходило в старину? (просмотр видео)
Ой, что-то наши детки пригорюнились (спрашивает у детей, они отвечают, что тоже хотят нарядиться).
Воспитатель:
Мы недавно тоже колядовали, и у нас есть костюмы, но детки наши еще маленькие, договоритесь с ними, как они хотят нарядиться и помогите им пожалуйста
(дети подготовительной группы выбирают себе каждый по ребенку, беседует с ним и помогает нарядиться, а воспитатель помогает сделать грим)+(умение договариваться, распределять роли)
Выходит медведь (ребенок подготовительной группы)
-А я мишка-медведь,
Буду я сейчас реветь.
Очень сладости люблю,
Без конфет я не могу (ревет, рычит, пугает детей)
Воспитатель:
Мишка, мишка, не реви.
Лучше с нами попляши.
Медведь:
Что ж, ребята, в круг вставайте
И за мной все повторяйте. (под русскую народную мелодию “Валенки” танцуют по показу медведя).
Поплясали мы на славу,
На потеху, на забаву. (сели)
Воспитатель:
А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки.
Слушайте внимательно- отгадаете обязательно.
-Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я могла бы жить и выше
Если б крыши там нашлись. (сосулька)
-Все лето стояли- зимы поджидали,
Дождались поры- помчались с горы. (санки)
-Без рук рисует, без зубов кусает. (мороз)
-Что же это за девица-
Не швея, не мастерица.
Ничего весь год не шьет-
А в иголках целый год! (елка)
Загадки.
(загадывают дети старшей группы)
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится (лыжи).
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
С неба падают зимою
И кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые. (снежинки)
Ветви белой краскою раскрашу,
Брошу серебро на крышу вашу,
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (зима)
(На середину выскакивает коза)
Коза:(говорит и пляшет)
-Ой, скачу, скачу, скачу
Я капусты хочу,
Раз имеешь сына, дай головку сыра.
Раз имеешь дочку, дай мне меда бочку.
Я скачу, скачу, серебра хочу!
(пляшет, спотыкается и падает)
Воспитатель:
Что случилось, почему коза упала? Может ей помочь подняться?
Дети старшей группы :
Эта коза - особенная. Она встанет только тогда, если ей подарок подарят или угостят на славу.
Воспитатель:
А что же она любит?
Дети:
Нашей козе немного надо:
Ведерко гречки, да горшок овса,
Поверх него - колбаса, да три кусочка сала.
Воспитатель:
Чтобы коза встала? Ещё и сала!
Ну и коза!
Ты здесь Ваньку не валяй, поскорей давай вставай,
И лучше с нами поиграй!
Игра “Шалунишки”
(Дети встают в два круга, под русскую народную мелодию “Ой вы сени мои сени” двигаются в
хороводе, коза перебегает из круга в круг, приплясывая. Когда музыка останавливается, дети,
в том кругу, где окажется коза, договариваются и придумывают задания.)+(договор)
-пищалки
-пыхтелки
-кричалки
-хохоталки
-обнималки
-поскакалки и т. д.
Воспитатель:
Молодец, коза!
А чем вы нас еще потешите?
Дети старшей группы :
Мы споем для вас частушки.
Воспитатель:
А хотите, малыши вам подыграют? Тогда наш оркестр сейчас выберет себе музыкальные инструменты и приготовится. А вы им помогите договориться (дети подготовительной группы помогают малышам выбрать инструменты и договориться)
Частушки:
-Уж я так устроена
Петь плясать настроена.
Один день не попляшу
На другой с ума схожу
-На столе стоит стакан, а в стакане тесто.
До свиданья, папа с мамой, я уже невеста.
-По деревне я шла и Ванюшу видела
Под кустом сидел и плакал, курица обидела.
-Купи тетя мне коня, золотые рожки,
Буду девочек катать по большой дорожке.
-У моего миленка - плохая кобыленка.
Она стояла у горы - её заели комары.
-Сшила платье из капусты
Огурцов наделала,
Рассердилась, платье съела-
Что же я наделала!
-У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал, прямо скажем - молодец!
Воспитатель:
Притомились, давайте присядем, отдохнем (гаснет свет, зажигают свечи на батарейках)
-Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали (так узнавали имя жениха)
Воспитатель младшей группы :
А наши дети тоже разучили калядки
Дети младшей группы :
-Динь, динь, динь – звенят звоночки, к вам пришли сыны и дочки.
Их улыбкой привечайте
-Пришла коляда – отворяй ворота.
-Дайте коровку – масляну головку.
-Открывай сундучок – доставай платок.
-Не дашь мне ватрушки – получишь по макушке.
-Не дашь пирога пирога – уведу корову за рога.
Воспитатель:
Да, попели мы на славу,
На потеху, на забаву,
Ну, ребятки, где мешок,
Есть здесь сдобный пирожок,
И бараночки, и конфеточки –
Угощайтесь, деточки.
(дети старшей группы достают угощение из мешка малышей, по очереди, а дети младшей группы – из их мешка)