Папки-передвижки

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]

Касимова Евгения
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]

Для хорошей дикции и артикуляции всех звуков мышцы речевых

органов должны быть натренированы. У детей с дефектами речи мускулатура

языка, губ слабая, им необходима специальная гимнастика. Упражнения

направлены на решение конкретных проблем. В этой статье мы подробно

рассмотрим, какие тренировочные задания можно включить в

артикуляционную гимнастику для шипящих звуков.

Правильная артикуляция

Публикация «Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]» размещена в разделах

Для чистого и четкого произношения звука [Ш] органы речи должны

занять следующее положение:

1. Губы округляются и выдвигаются слегка вперед.

2. Зубки сближаются, оставляя небольшую щель (заборчик).

3. Язык принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней

части неба, но не прижимается к нему.

4. Бока язычка прикасаются к зубам.

5. Звук [Ш] образуется в потоке воздушной струи, пускаемой по средней части

языка.

6. Голос в артикуляции участия не принимает, поскольку [Ш] глухой.

7. Для произношения звонкого звука [Ж] язык занимает такое же положение, но

необходимо участие голосовых связок.

Искажение или невозможность произношения шипящих звуков

происходит из-за слабости мышц языка, открытого прикуса или укороченной

подъязычной связки. Решить проблему поможет ежедневная

артикуляционная гимнастика на шипящие звуки.

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для

звука [Ш]. После его постановки звук [Ж] получится автоматически с

добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем

или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут,

на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед,

чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых

занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между

зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,

Губки плавно округлили.

Закрывать их нам нельзя,

Бублик выпадет тогда.

Месим тесто

Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в

межзубную щель.

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами

небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик

через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая

проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и

широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот,

продолжая покусывать.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать

небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в

расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке

так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Вкусное варенье

Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю

губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из

стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное

варенье”.

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над

нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно

представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения «Чашечка» :

Чашки чистые возьмем,

Чаю мы себе нальем,

Сладкий чай мы будем пить

А потом посуду мыть.

Качели

Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны.

Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик

упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх,

цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена

положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без

движения.

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к

верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Фокус

Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.

Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот,

вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка

создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку.

Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено

верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за

верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,

Нашу лодку мчит, куда?

1, 2, 3, 4, 5.

Кто тут сможет угадать?

Публикации по теме:

Наглядное пособие для артикуляционной гимнастики «Веселая пчела»Наглядное пособие для артикуляционной гимнастики «Веселая пчела» Артикуляционная гимнастика- это основа всей логопедической работы. Для чего нужна такая гимнастика? Комплекс специальных упражнений направлен.

Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастикиАтрибуты для проведения артикуляционной гимнастики ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]
Опубликовано: 23 мая 2024 в 06:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч]» (включая файлы) размещена пользователем Касимова Евгения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

16 июня. День медицинского работника. Передвижка. «Врач. Медицинский работник»

День медицинского работника отмечается в России ежегодно в третье воскресенье июня. Поздравляем медработников и рассказываем детям об этой замечательной и такой важной профессии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД