Папки-передвижки

Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей

Лариса Скороходова
Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной

культуры педагогов системы дошкольного образовательного учреждения. В современном

обществе с открытыми границами увеличивается число специалистов, которые должны

владеть навыками речевого общения, и, в первую очередь, на профессиональном уровне.

Это означает, что для общения педагогу необходимы в достаточной степени

сформированные коммуникативные навыки, которые являются важнейшей частью

коммуникативной культуры.

Публикация «Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей» размещена в разделах

Основной структурной составляющей профессионализма педагога является

коммуникативная культура, которая является условием и предпосылкой эффективности

профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и

профессионального самосовершенствования. Для воспитателя дошкольного

образовательного учреждения, как субъекта профессиональной деятельности, способом

познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом

преобразования себя – коммуникативная культура. Коммуникативная культура здесь

представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и

умений, с помощью которых человек предотвращает возникновение психологических

трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового

профессионального взаимодействия.

Коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией,

психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др. Отечественная

психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности.

В педагогике коммуникативная культура выступает, с одной стороны, как

характеристика профессиональной культуры педагога, с другой – как системная

составляющая образовательного процесса в педагогическом вузе. В педагогической этике

коммуникативная культура рассматривается как неотъемлемая часть этики педагога.

Ученые рассматривают коммуникативную культуру как показатель общей и

социальной культуры.

Профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических

знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это –

совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения

определенной специфической деятельности.

Характеризуя коммуникативную культуру личности во взаимосвязи с

профессиональной культурой, мы считаем, что без формирования первой невозможно

полноценное развитие личности будущего воспитателя в сфере профессиональной

коммуникации.

Анализ современных исследований позволяет рассматривать коммуникативную

культуру педагога, как культуру отношений к миру, другим людям каждым человеком

индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с

материальным миром и миром социальных отношений, которые развиваются в

деятельности и общении, направленных на формирование ценностей.

Коммуникативная культура требует определения ее структурных компонентов,

таких как: рефлексию, общительность, коммуникабельность, коммуникативные умения,

речевые умения, умения невербального общения, умения психосаморегуляции,

коммуникативные способности и т. д.

Анализ практики показывает, что в педагогической деятельности такие свойства

личности, как общительность, рефлексия, коммуникативные умения, ставшие

профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность

педагогического взаимодействия (общения). Так как общительность – это явление

многослойное, включающее в себя целый комплекс составляющих: потребность в

общении; коммуникабельность, т. е. способность испытывать удовольствие от процесса

общения; социальное родство – желание находиться в обществе людей; высокийэмоциональный тонус и потребность приносить радость, потребность в сочувствии и

сопереживании.

Следующим компонентом выступает – рефлексия, как анализ собственных

действий и состояний, и выступает при этом как ключевое развитие личности.

Также подчеркивается необходимость развития собственной индивидуальности

посредством постоянной рефлексии способов действенного самоопределения и

самопостроения.

Коммуникативные умения выступают как комплекс осознанных коммуникативных

действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности

воспитателя.

Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки воспитателей

тесно связан с решением проблемы формирования коммуникативных умений.

Воспитатель дошкольных образовательных учреждений является связующим звеном в

коммуникативном процессе (воспитатель – ребенок, ребенок – воспитатель – ребенок,

воспитатель – родители – ребенок и т. д., поэтому ему необходимы умения воспринимать,

понимать и оценивать все личностные проявления ребенка, настраивать детей на

позитивный лад, включать в различные виды деятельности и др.

Проблема формирования коммуникативных умений находится в центре внимания

многих ученых-исследователей. Ведется поиск средств для нормализации общения,

установления взаимоотношений на основе взаимопонимания между всеми участниками

учебно-воспитательного процесса.

Наибольше распространение получило определение коммуникации как процесса

передачи и обмена информацией. Коммуникация – многогранный и многокачественной

процесс духовно-психологической связи, возникающей в процессе общения между

людьми, связанными обменом информацией. Она может быть вербальной (словесной) и

невербальной (несловесной). Коммуникация может рассматриваться в качестве

межличностного общения, которое позволяет достигать наиболее высокого уровня

сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами. При этом

общение представляет собой не только акт осознанного, рационально оформленного

речевого обмена информацией, но и непосредственный эмоциональный контакт между

людьми.

Поскольку общение – это процесс, основанный на разумном понимании и

намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной системы средств, то

для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться. Ученые начали заниматься

исследованием общения еще в конце XIX – начале XX века и правомерно обращали

внимание на невербальный контекст взаимодействия, связанный с моментом обмена

эмоциональными переживаниями, отраженными не только в речи, но и в мимике и

пантомимике, которые требуют воспроизведения «огромного множества ассоциативных

связей, насыщенных образами и эмоциональными компонентами».

Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста основано, прежде

всего, на эмоциональном контакте. Рассматривая эмоциональную составляющую

коммуникативных умений, мы выделяем наиболее значимые – умения анализировать

характер эмоциональных проявлений детей, входить в ситуацию общения, устанавливать

положительные взаимоотношения с помощью интонации, мимики и пантомимики,

регулировать эмоциональное состояние ребенка.

Ученые полагают, что выделенные коммуникативные умения можно успешно

формировать в музыкально-фольклорной деятельности при следующих педагогических

условиях:

- воспитания ценностного отношения к народной культуре в процессе восприятия,

исполнения и творческой интерпретации произведений музыкального фольклора;

- обогащения знаний о фольклоре как коллективном искусстве, ориентированном на

диалогическое общение; формирования умений интонационно-вариативной передачимузыкальных образов с целью осуществления коммуникативного воздействия на

слушателя.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал, что коммуникативные

умения педагога исследуются в различных аспектах: при определении профессиональной

компетентности воспитателя, в структуре педагогических способностей и общения, в

процессе создания профессиограммы воспитателя дошкольных учреждений, при

освещении вопроса гуманизации отношений «взрослый - ребенок», при выявлении

особенностей взаимодействия воспитателя с воспитанниками, в процессе формирования

профессиональной готовности и компетентности воспитателя.

Исследование, проведенное по развитию коммуникативной культуры, позволяет

сделать следующие выводы, что воспитатель с низким уровнем общительности, с

отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными

коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не

способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность

обучающегося, его полноценное развитие.

Таким образом, коммуникативная культура воспитателя – это качественная

характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему

коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию

личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура будущего

педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет

ее успешность.

Публикации по теме:

Эффективные формы работы с педагогами в повышении профессионального мастерства «Эффективные формы работы с педагогами в повышении профессионального мастерства» 2 слайд В настоящее время в России идет становление новой.

Коммуникативная игра с пением «Балалайка» для детей 6–7 летКоммуникативная игра с пением «Балалайка» для детей 6–7 лет «Балалайка» Играющие образуют круг. В центре круга - ведущий с бутафорской балалайкой в руках имитирует игру на балалайке. Играющие, держась.

Коммуникативная пляска «Самый лучший праздник!»Коммуникативная пляска «Самый лучший праздник!» Добрый вечер, дорогие коллеги! По правилам форума текст нужно публиковать отдельно. Поэтому исправляюсь и напоминаю, что полный комплект.

Консультация для воспитателей «Культура поведения за столом» Автор: Белоусова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 15, п. Южный Описание материала: предлагаю вам консультацию для воспитателей.

Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры Сегодня многим известна поговорка «Слово – визитная карточка человека».

Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития воспитателей ДОУ в условиях инновационной среды. Введение. Перед обновляющейся системой дошкольного образования в настоящее время, с учетом внедрения федерального государственного образовательного.

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детейСамоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

Семинар-практикум для воспитателей «Звуковая культура речи» Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При подготовке к семинару воспитатели узнали, что звуки речи.

Социальное партнёрство — интегративный показатель качества дошкольного образования в ДОУ В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения является одной из важных. Родители и педагоги как никогда раньше.

Участие в конкурсе профессионального мастерства «Шаги к успеху» в членах жюриУчастие в конкурсе профессионального мастерства «Шаги к успеху» в членах жюри Конкурс педагогического мастерства «Шаги к успеху» 25 марта 2016 года в филиале ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове на специальности Дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей
Опубликовано: 30 июня 2016 в 19:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Скороходова (УИ 40932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД