Лариса Скороходова
Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной
культуры педагогов системы дошкольного образовательного учреждения. В современном
обществе с открытыми границами увеличивается число специалистов, которые должны
владеть навыками речевого общения, и, в первую очередь, на профессиональном уровне.
Это означает, что для общения педагогу необходимы в достаточной степени
сформированные коммуникативные навыки, которые являются важнейшей частью
коммуникативной культуры.
Публикация «Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основной структурной составляющей профессионализма педагога является
коммуникативная культура, которая является условием и предпосылкой эффективности
профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и
профессионального самосовершенствования. Для воспитателя дошкольного
образовательного учреждения, как субъекта профессиональной деятельности, способом
познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом
преобразования себя – коммуникативная культура. Коммуникативная культура здесь
представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и
умений, с помощью которых человек предотвращает возникновение психологических
трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового
профессионального взаимодействия.
Коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией,
психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др. Отечественная
психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности.
В педагогике коммуникативная культура выступает, с одной стороны, как
характеристика профессиональной культуры педагога, с другой – как системная
составляющая образовательного процесса в педагогическом вузе. В педагогической этике
коммуникативная культура рассматривается как неотъемлемая часть этики педагога.
Ученые рассматривают коммуникативную культуру как показатель общей и
социальной культуры.
Профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических
знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это –
совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения
определенной специфической деятельности.
Характеризуя коммуникативную культуру личности во взаимосвязи с
профессиональной культурой, мы считаем, что без формирования первой невозможно
полноценное развитие личности будущего воспитателя в сфере профессиональной
коммуникации.
Анализ современных исследований позволяет рассматривать коммуникативную
культуру педагога, как культуру отношений к миру, другим людям каждым человеком
индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с
материальным миром и миром социальных отношений, которые развиваются в
деятельности и общении, направленных на формирование ценностей.
Коммуникативная культура требует определения ее структурных компонентов,
таких как: рефлексию, общительность, коммуникабельность, коммуникативные умения,
речевые умения, умения невербального общения, умения психосаморегуляции,
коммуникативные способности и т. д.
Анализ практики показывает, что в педагогической деятельности такие свойства
личности, как общительность, рефлексия, коммуникативные умения, ставшие
профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность
педагогического взаимодействия (общения). Так как общительность – это явление
многослойное, включающее в себя целый комплекс составляющих: потребность в
общении; коммуникабельность, т. е. способность испытывать удовольствие от процесса
общения; социальное родство – желание находиться в обществе людей; высокийэмоциональный тонус и потребность приносить радость, потребность в сочувствии и
сопереживании.
Следующим компонентом выступает – рефлексия, как анализ собственных
действий и состояний, и выступает при этом как ключевое развитие личности.
Также подчеркивается необходимость развития собственной индивидуальности
посредством постоянной рефлексии способов действенного самоопределения и
самопостроения.
Коммуникативные умения выступают как комплекс осознанных коммуникативных
действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности
воспитателя.
Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки воспитателей
тесно связан с решением проблемы формирования коммуникативных умений.
Воспитатель дошкольных образовательных учреждений является связующим звеном в
коммуникативном процессе (воспитатель – ребенок, ребенок – воспитатель – ребенок,
воспитатель – родители – ребенок и т. д., поэтому ему необходимы умения воспринимать,
понимать и оценивать все личностные проявления ребенка, настраивать детей на
позитивный лад, включать в различные виды деятельности и др.
Проблема формирования коммуникативных умений находится в центре внимания
многих ученых-исследователей. Ведется поиск средств для нормализации общения,
установления взаимоотношений на основе взаимопонимания между всеми участниками
учебно-воспитательного процесса.
Наибольше распространение получило определение коммуникации как процесса
передачи и обмена информацией. Коммуникация – многогранный и многокачественной
процесс духовно-психологической связи, возникающей в процессе общения между
людьми, связанными обменом информацией. Она может быть вербальной (словесной) и
невербальной (несловесной). Коммуникация может рассматриваться в качестве
межличностного общения, которое позволяет достигать наиболее высокого уровня
сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами. При этом
общение представляет собой не только акт осознанного, рационально оформленного
речевого обмена информацией, но и непосредственный эмоциональный контакт между
людьми.
Поскольку общение – это процесс, основанный на разумном понимании и
намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной системы средств, то
для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться. Ученые начали заниматься
исследованием общения еще в конце XIX – начале XX века и правомерно обращали
внимание на невербальный контекст взаимодействия, связанный с моментом обмена
эмоциональными переживаниями, отраженными не только в речи, но и в мимике и
пантомимике, которые требуют воспроизведения «огромного множества ассоциативных
связей, насыщенных образами и эмоциональными компонентами».
Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста основано, прежде
всего, на эмоциональном контакте. Рассматривая эмоциональную составляющую
коммуникативных умений, мы выделяем наиболее значимые – умения анализировать
характер эмоциональных проявлений детей, входить в ситуацию общения, устанавливать
положительные взаимоотношения с помощью интонации, мимики и пантомимики,
регулировать эмоциональное состояние ребенка.
Ученые полагают, что выделенные коммуникативные умения можно успешно
формировать в музыкально-фольклорной деятельности при следующих педагогических
условиях:
- воспитания ценностного отношения к народной культуре в процессе восприятия,
исполнения и творческой интерпретации произведений музыкального фольклора;
- обогащения знаний о фольклоре как коллективном искусстве, ориентированном на
диалогическое общение; формирования умений интонационно-вариативной передачимузыкальных образов с целью осуществления коммуникативного воздействия на
слушателя.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал, что коммуникативные
умения педагога исследуются в различных аспектах: при определении профессиональной
компетентности воспитателя, в структуре педагогических способностей и общения, в
процессе создания профессиограммы воспитателя дошкольных учреждений, при
освещении вопроса гуманизации отношений «взрослый - ребенок», при выявлении
особенностей взаимодействия воспитателя с воспитанниками, в процессе формирования
профессиональной готовности и компетентности воспитателя.
Исследование, проведенное по развитию коммуникативной культуры, позволяет
сделать следующие выводы, что воспитатель с низким уровнем общительности, с
отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными
коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не
способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность
обучающегося, его полноценное развитие.
Таким образом, коммуникативная культура воспитателя – это качественная
характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему
коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию
личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура будущего
педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет
ее успешность.