Лучший педагог года

Коммуникативные базовые предпосылки для становления речи

Дарина Коньшина
Коммуникативные базовые предпосылки для становления речи

Всё чаще специалисты слышат от родителей детей раннего возраста: «Он у меня не говорит!» И действительно, проблема неговорящих детей в возрасте до 3х лет нарастает и приобретает масштабные размеры. Увидеть говорящего фразами ребёнка в возрасте 2х лет становится удивительной редкостью… Почему?

Конечно причин много и сказать определённо, что влияет больше всего возможности нет. Итак:

-Прорыв в медицине (выхаживание сильно недоношенных детей);

Публикация «Коммуникативные базовые предпосылки для становления речи» размещена в разделах

-Переизбыток сенсорной информации с предметами, не имеющими определённой семантики : нереальные объекты, которые нельзя обобщить с подобными: развивающие коврики, бизиборды, нереальные существа. У ребёнка не формируется связь предмет-слово (организация предметно-развивающей среды). Нет условий поиска сенсорных стимулов – слишком много «готовых» игрушек, всё можно купить! Если раньше была кукла в одном платье, а хотелось много платьев, появился мотив – нужно другое платье. Дальше идёт анализ – из чего я могу сделать платье – нужна ткань, оценивался материал, размер, форма, свои возможности (сшить сложно) – в итоге самое доступное отрезать часть носка (которая для голени) и вот оно платье. И также с мебелью – оценивается форма, размер, качества предметов;

-Влияние гаджетов (перегрузка слухового восприятия, заглушение речи визуально-слуховыми шумами, такая речь не связана с предметом, с опытом ребёнка);

-Недостаток непосредственного взаимодействия (живого общения) с мамой, близким взрослым.

Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком (Психологический словарь)

Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии (С. Л. Рубинштейн)

Сейчас рассмотрим подробнее, что же необходимо для становления речи? Какие процессы и функции необходимы для появления речи? РЕЧЬ – психическая функция, поэтому для успешного появления речи нужны сформированные на достаточном уровне когнитивные способности: мышление, память, внимание, зрительное восприятие и т. д. РЕЧЬ – это ещё и моторные движения органов артикуляции, переключения с одной артикуляционной позы на другую. Поэтому нужны общие моторные умения, ручной праксис, способность переключаться с одного движения на другое, умение владеть своим телом, чувствовать его. РЕЧЬ – это средство коммуникации. Для взаимодействия с другим человеком нужна мотивация, потребность к речи (коммуникативные доречевые предпосылки).

Основная функция речи – это коммуникация. Это значит, что для появления речи нужен коммуникативный мотив. Любая успешная деятельность, успешна только тогда, когда есть мотив. Тут остановимся подробнее. Ведь мотив первичен к речи.

Первая коммуникация – это просьба. Такая просьба отражает необходимость удовлетворения физиологических потребностей: голод, дискомфорт (мокро, холодно, больно, а также эмоциональных: чувство безопасности при непосредственном физическом и эмоциональном контакте с мамой и возникает в форме крика у младенца. Именно криком ребёнок выражает просьбу. При этом крик у ребёнка становится дифференцированным. Структура коммуникации выглядит так : крик (мотив, потребность в еде, ребёнок голоден и поэтому кричит об этом) - появление мамы (ответная реакция на коммуникацию, на крик приходит мама) - мама кормит ребёнка (удовлетворение потребности и результат коммуникации). Важно – уже на этом этапе, если просьбы ребёнка (крик) игнорируются, мотивация к речи уже снижена!

Основные коммуникативные предпосылки :

- Просьба (для выражения просьбы ребёнок должен владеть имитацией и сопоставлением)

- Совместное внимание (сюда же и совместная деятельность, кооперация – поочерёдные действия ребёнок-взрослый)

- Информирование – привлечение внимания взрослого, не находящегося в зоне происходящего.

Рассмотрим каждую из них. Чтобы появилась просьба, ребёнок должен владеть имитацией и сопоставлением. Первая имитация – это хватание предмета, простая манипуляция с ним (трясти погремушку).

Ребёнок оценивает эмоциональное подкрепление от мамы и связывает его с действием. Далее по сути это подражание действиям взрослого – мама показывает как катать машину – ребёнок выполняет, ставить кубик на кубик, катать мячик, стучать молоточком. После этого ребёнок уже может показывать глаза на себе, нос и другие части тела. И наконец, ребёнок способен подражать действию «пока», «тшш», «нельзя». И это уже уровень коммуникативных жестов, ребёнок может выразить своё отношение к ситуации. Сюда же относится имитация действий в стихотворных знакомых стишках: мишка ногою топ, прилетели на головку сели, сорока-ворона.

Навык сопоставления необходим для выделения ЖЕЛАЕМОГО предмета из окружающей обстановки, то есть, если ребёнок просит «дай», то он подразумевает конкретный желаемый предмет, а не любой находящийся в его зоне видимости.

Совместное внимание. Часто мы можем наблюдать у детей такую ситуацию: ребёнок видит желаемый предмет, но моторно взять его не может, он начинает вокализировать (призывает на помощь взрослого, обращает на себя внимание). Или увидев кошку, активно вокализирует, чтобы вместе порадоваться этому событию, разделить свои впечатления. Позже здесь появляется указательный жест. Ребёнок способен выделить из среды нужный ему предмет, указать на него, чтобы взрослый понял, что ему нужно и дал желаемый объект.

Информирование. Что это? Приведём пример, ребёнок уронил стакан и пролил воду из него в одной комнате, мама находится в другой. Он поднимает этот стакан и бежит к маме, сообщая ей, что там мокро. Либо, например, когда-то мама предупреждала или демонстрировала опасность сосулек на крыше, ребёнок, видя их через некоторое время на прогулке, предупреждает маму жестом или словом «ай-ай!», демонстрируя своё беспокойство.

Именно коммуникативные предпосылки формируют мотивацию к речи! Мотив – фундамент становления любой деятельности, в том числе и речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Базовые формы оригамиБазовые формы оригами Большинство поделок в стиле оригами основывается на базовых формах. Базовые формы - это определенные заготовки, которые помогают быстро.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Стихотворения на тематику о пути становления мужчины Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. В некоторых Ваших публикациях я встречал термин гендерное воспитание. Сказать точно,.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные базовые предпосылки для становления речи
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 11:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД