Ольга Шикаленко
Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий»
Актуальность выбора темы работы.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
Публикация «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом комплексной реабилитации детей с речевой патологией.
В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий.
Расскажу о тех здоровьесберегающих технологиях, которые я использую в своей работе.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:
1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка, рост сопротивляемости, закалённости и устойчивости детского организма к заболеваниям дыхательной системы;
2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы;
3. Улучшение обмена кислорода в лёгких;
4. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения;
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики:
выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного
произношения звуков.
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика – это совместные движения руки и артикуляционного аппарата
Цели:
-укрепление мышц артикуляционного аппарата
-развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе
-объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады
-развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук
-активизация интеллектуальной деятельности ребенка
-развитие памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи
-формирование умения действовать по словесным инструкциям
Кинезиологическая гимнастика
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения
Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т. п.
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.
Применение кинезиологических упражнений, предполагает соблюдение следующих условий:
· систематичность выполнения;
· постепенное увеличение темпа и сложности;
· точность выполнения движений и приемов;
· чередование учебных действий с кинезиологическими упражнениями
Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.
Су-Джок терапия
Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений.
Су – кисть, Джок – стопа. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений : шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и др. Эффективен и ручной самомассаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Чаще всего эта работа осуществляется на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи : активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей к школе.
Пальчиковая гимнастика
Цели пальчиковой гимнастики:
- развитие речи;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение быстро и чисто говорить;
- развитие мелкой моторики,
- координации движений;
- развитие памяти, внимания;
- умение согласовывать движения и речь.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Например:
- Выкладывание фасолью по контуру фигуры
- Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»
- Упражнения с трафаретами
- Игры для развития тактильных ощущений
- Игры с прищепками
Зрительная гимнастика
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
-предупреждение утомления глаз
-укрепление глазных мышц
- снятие напряжения.
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.