Гульжан Сулейменова
Коррекционно-развивающее обучение детей с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекционно-развивающее обучение детей с синдромом Дауна»
Сулейменова Г. К., учитель-дефектолог
КГУ ОКППК г. Павлодара.
«Солнечные дети», именно так называют детей с синдромом Дауна.
Говорят, синдром Дауна нельзя предотвратить и нельзя вылечить.
Но работа с такими детьми – дело сложное, терпеливое, а значит вселяющее надежду, и требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат как родителей, так и педагогов.
Публикация «Коррекционно-развивающее обучение детей с синдромом Дауна» размещена в разделах
Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.
Поведение детей с синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, добродушием, ласковостью. Они принимают любых нас, в плохом или хорошем настроении. Они рады любому времяпровождению с нами, любым занятиям и совместным играм.
Это светлые, с огромной душой и с безмерным сердцем, дети.
Эмоции у них практически всегда положительные, что является хорошей основой для обучения и социализации их в жизнь. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цвето-различие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить и служит основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.
Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей. Постоянно соотносить их с возрастными нормами.
Нужно отметить следующие факторы, затрудняющие обучение детей с данным синдромом : это отставание в моторном развитии, в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; низкая концентрация внимания; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; устанавливать последовательность (действий, явлений, предметов и др.); неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость.
Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с Синдромом Дауна занятия с ними надо начинать как можно раньше. К нам, в кабинет коррекции дети приходят в возрасте от 1 года, 1 г и 2 месяцев.
Конечно, родителям сложно принять то, что все видят их ребенка, или же смотрят особенно или же стыдливо отводят глаза. Поэтому им, родителям, необходимо ежечасно показывать, что они им дороги, выражать свою безграничную любовь и преданность! Они в состоянии освоить многое из того, что делают обычные дети, если вовремя заняться их развитием. И именно родители - первые, кто должен им в этом помочь.
При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников. Необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха, речи и зрения. Однако надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, т. д.). Отрадно, что большинство родителей делают все, чтобы их дети не чувствовали себя особенными. Я хотела бы привести слова мамы Острейко Есении:
«Наша Есенька – веселая, добрая, ласковая, заботливая и трудолюбивая, самостоятельная девочка. Любит книги с картинками, со сказками и стихотворениями. Просит часто читать. Маленькие стишки легко запоминает. Их она знает много.
Мы довольны своей девочкой! Хочется, чтобы ее эти качества всегда в ней присутствовали. И она росла послушной, здоровенькой, умной и воспитанной девочкой…»
Есения-активная девочка, ласковая и добрая, владеет правилами поведения, но, если что-то пошло не так, как она хочет - может уйти в тихое место и сидеть там, пока к ней не подойдут.
Есению очень трудно усадить на фронтальное занятие в подгруппе, но, если ей интересно, с удовольствием участвует в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, хотя испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Охотно выполняет задания. У девочки есть интерес к взаимодействию с взрослыми во время обучения.
Девочка изъявляет желание завершить начатое, однако легко отвлекается. Но всегда радуется полученному результату. В этом году Есения приняла участие в номинации «Лучший декламатор» в Республиканском конкурсе «Наши таланты», целью которого было создание условий для социализации и популяризации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в информационном пространстве.
Занимаясь с детьми с синдромом Дауна, основное внимание уделяю направлению на воспитание привычек, формированию у них правильного поведения, на выработку навыков самообслуживания и подготовку к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности.
Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь – общение с близкими и сверстниками.
Под воздействием коррекционного обучения речь особенных детей развивается и совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, однако обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми.
Проводя занятия по развитию речи детей важно помнить основные правила:
• Давайте малышу время на ответ.
• Слушайте.
• Ждите.
• Разговаривайте с ребенком о том, что его интересует.
• На плановых занятиях привлекайте внимание малыша к словам и предметам, выбранным вами для занятий.
• Старайтесь естественным образом развивать начатый разговор, тем самым поощряя ребенка и побуждая его продолжить беседу.
Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должны оцениваться только индивидуально. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые стороны в развитии.
Таким образом, коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу, способствованию социальной активности ребенка.
Поэтому, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, необходимо развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей. Да, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. И усилия не пропадут даром. Специалисты убеждены, что детей с синдромом Дауна можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.