Элла Ващенко
Конспект занятия «Куда подевались насекомые?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Куда подевались насекомые?»
НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Расширять и уточнять знания детей о насекомых и их строении.
• Формировать представления о том, что всё живое двигается, питается, растёт, дышит, размножается, используя модели.
• Обогащать знания детей о жизни и развитии бабочек в природе.
• Учить детей отгадывать и придумывать загадки о насекомых.
Публикация «Конспект занятия „Куда подевались насекомые?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, внимания;
• Активизировать речь детей за счёт понятий, обозначающих живое, стадии развития насекомых.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к наблюдению за насекомыми, бережное отношение к природе.
Материалы к занятию : насекомые (игрушки, мультимедийная система.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом. На мультимедийном экране картинка: летняя природа, цветут цветы, летают бабочки, ползают насекомые. Затем картинка сменяется: зимняя природа, все замерло, насекомых не видно… Воспитатель спрашивает: Ребята, как вы думаете, куда же подевались насекомые? Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята чем отличается живая бабочка, от игрушечной - не живой. (Игрушечную бабочка мы двигаем, а живая летает сама. Живая бабочка умеет дышать, кушать, она растёт и откладывает яички)
Воспитатель показывает детям бабочку (игрушку)
Воспитатель: - Ребята, чем мы можем, угостить бабочку? (Соком, нектаром) Давайте, угостим её соком. Видите, она не пьёт.
Дети отвечают: Нет, она не живая и пить не может.
Воспитатель: А вы ещё что-нибудь, знаете о бабочках? (Рассказы детей)
Воспитатель: - Ребята, хотите, я расскажу вам о бабочках? (Хотим)
Рассказ сопровождается показом.
Воспитатель: - Самки бабочек откладывают яички на растения, которыми будут питаться, вылупившиеся из яичек гусеницы. Павлиний глаз и крапивница – на крапиву, капустница – на капусту, боярышница – на боярышник. Каждая бабочка откладывает разное количество яичек. Кто появляется, из яичек? (Гусеницы) Сначала гусеницы съедают часть или всю скорлупу, а затем, начинают, есть лист, на котором сидят. Гусеницы живут по одной или несколько на одном листе. Вы знаете, чем отличаются, гусеницы разных бабочек? (Ответы детей) Они отличаются окраской, формой, размером. Гусеницы всё время едят. Через несколько дней, гусеницы обматывают себя тонкой ниточкой и превращаются в куколку. Гусеницы окукливаются в укромных местах. Как вы думаете, где могут, окукливаться гусеницы? (Под листочком, в щёлочках) Правильно. А через неделю другую, на свет из куколки появляется взрослое насекомое – бабочка. Ребята, как вы думаете, бабочки, могут сразу летать? (Ответы детей) Сразу бабочки летать не могут – их крылья мягкие, короткие. Постепенно крылья распрямляются и через час другой бабочки могут летать. Ребята, вспомните, какую пользу приносят бабочки? (Бабочки опыляют растения) Интересно, у бабочек и у гусениц есть враги? (Да, птицы) И птицы, и жуки, и пауки, и муравьи, и крупные мухи. Ребята, кто знает, как бабочки, защищаются от врагов? (Прячутся под листочками, забираются в щёлочки) Бабочки умеют быстро летать, петляют, как зайцы, они могут развить такую скорость, что оторвутся от врагов. В момент опасности, бабочки садятся на дерево или цветок, складывают крылья и становятся незаметными. А как защищаются, гусеницы? (Заползают под листики, под кору деревьев) Некоторые гусеницы, благодаря окраске, не видны на траве, например капустница, другие выделяют неприятный запах, имеют волосяной покров или плетут гнёзда, в которых прячутся от врагов.
Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам отгадать загадки о насекомых.
Воспитатель: - Чёрный хохолок воткнут в потолок,
Осенью в щель забирается, весной просыпается,
Легко летает, страха не знает.
Дети отвечают: Это муха
Воспитатель: - Слушайте дальше:
Спал цветок, и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх, и улетел. (Бабочка)
Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит – сядет и укусит. (Комар)
Рогат, а не бык, шесть ног без копыт,
Летит - воет, падёт – землю роет. (Жук)
На ромашке у ворот опустился вертолёт –
Золотистые глаза, кто же это? (Стрекоза)
Иголку носит при себе, а не портниха,
Варит, а не повариха. (Пчела)
Воспитатель: - Ребята, попробуйте теперь вы придумать загадки о насекомых. (Ответы детей) Молодцы. А теперь расскажите мне, что интересного, вы узнали сегодня. (Разные, бабочки откладывают яички на разные растения. Бабочки и гусеницы умеют защищаться от врагов. Бабочки приносят пользу, опыляя растения. Всё живое умеет двигаться, расти размножаться, дышать, питаться)
А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами. «Игра в слова».
- Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят: Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый. Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая. Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам. Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая.
Физкультминутка
Засиделись насекомые на полянке, расправили свои крылья и полетели: Летит пчела жужжит: ж- ж -ж. Летит комарик, звенит: з-з-з-з. Кузнечики запрыгали.
Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все. Молодцы.
Воспитатель: Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? (Ответы)
Воспитатель: Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь!
Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (Ответы детей) А что нового узнали? (Ответы детей)
Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли.