Получи документы

Куклотерапия в коррекционной работе с детьми старшей логопедической группы

Марина Егорова
Куклотерапия в коррекционной работе с детьми старшей логопедической группы

«Куклотерапия в коррекционной работе с детьми

старшей логопедической группы»

1. Проблема, на решение которой направлен проект.

Развитие ребенка становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Публикация «Куклотерапия в коррекционной работе с детьми старшей логопедической группы» размещена в разделах

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения.

Овладение речью лежит в общей основе развития личности. Закономерности развития связной речи и личности сформулированы в многочисленных исследованиях. В частности у О. А. Шороховой встречаем следующее: «дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности, поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка». Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР, при котором наряду с речевыми недостатками наблюдается неполная сформированность психических процессов – внимания, памяти, словесно-логического мышления; пальцевой и артикуляционной моторики, характерологических особенностей.

Опыт ведения коррекционной работы показывает, что старшие дошкольники с ОНР, пересказывая такие короткие и знакомые сказки, как «Курочка Ряба», «Колобок», затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности (эпитетов, сравнений, образных выражений) и грамматически правильном оформлении предложений. Работа с более сложными сказками (для старшего дошкольного возраста) вызывает еще более серьезные затруднения у детей: нарушение логики и последовательности в изложении, употреблении однотипных связей, многочисленное присутствие элементов ситуативности, пауз, лишних движений, интонационная и лексическая невыразительность.

В комплексном решении этих проблем может помочь кукла. Она не только вызывает у ребенка положительные эмоции и постепенно ослабляет нервное напряжение, но и, выступая для него в роли собеседника, концентрирует на себе внимание дошкольника, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным. Процесс изготовления куклы во многом уже сам по себе носит терапевтический характер – способствует развитию тонкокоординированных движений рук, произвольности, помогает успокоиться, снизить напряжение, тревожность, агрессию. Совместное творчество взрослых и детей является в этом отношении наиболее оправданным. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относиться к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. И главное – кукла отвлекает ребенка от речевых трудностей.

Элементы куклотерапии используют в своей работе многие педагоги, но, по нашему мнению, работа в данном направлении должна вестись в системе и включать в себя не только театрализованную деятельность, но и непосредственно изготовление кукол детьми логопедической группы.

2. Основы проекта, прогнозируемый результат.

В проекте в качестве исходных приняты следующие положения.

1. Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников предполагает интеграцию в решении речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

– связная речь – построение собственной модели изложения в процессе пересказа, исполнения роли, использование разнообразных средств внутри текстовой связи, выразительное интонирование;

– словарь – осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности;

– грамматика – конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания;

– звуковая культура речи – правильное звукопроизношение, четкая артикуляция.

2. Овладение речевыми умениями должно происходить через разные виды репродуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

*расширить активный словарь детей и сформировать устойчивые грамматические навыки связной монологической и диалогической речи;

*развить интонационную выразительность детской речи;

*создание презентации «Угадай сказку».

Оценка успешности реализации проекта будет производиться по следующим критериям:

– значимое повышение уровня развития связной монологической и диалогической речи у детей в результате использования системы работы с куклой;

– наличие сопутствующих позитивных изменений в личностной сфере ребенка;

– умение педагога строить взаимодействие с детьми на основе личностно-ориентированной модели общения;

– креативность как интегральный показатель качества профессиональной деятельности педагога;

– наличие новых форм взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в сфере познавательно-речевой деятельности детей;

–обогащение предметно-развивающей среды группы дошкольного образовательного учреждения;

– повышение престижа дошкольного учреждения;

– расширение партнерских связей с другими социальными институтами.

Результатом реализации проекта станет свободное владение детьми с ОНР навыками связной монологической и диалогической речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Выполнение проекта будет осуществляться на базе старшей логопедической группы МДОУ воспитателями группы, дефектологом. Участниками проекта станут дети старшего дошкольного возраста (20 человек, родители воспитанников. В ходе реализации проекта будет разработана система включения элементов куклотерапии в коррекционно-речевую и развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Реализация проекта будет осуществляться в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный – предполагает проведение первичной диагностики (педагогической, направленной на выявление уровня развития связной монологической и диалогической речи детей по методике «Диагностика речевого развития дошкольников» (под. ред. Васильевой) на момент запуска проекта. С детьми будет осуществляться традиционный образовательный процесс, планируемый в логопедической группе с использованием куклотерапии в разных видах деятельности дошкольников, что на подготовительном этапе предполагает погружение детей в темы:

– «Кукла» – мини – уголок «Кукольный театр»;

– «Сказка» – ознакомление с русскими народными сказками через многообразие форм работы с произведением – чтение, пересказ, фантазирование;

– «Театр» - через посещение спектаклей с родителями.

На этом же этапе предполагается разработать совместную деятельность с детьми по изготовлению кукол из бумаги к определенной сказке по выбору детей и обыгрыванию их в театрализованной деятельности.

При проведении первичной диагностики были выявлены следующие

уровни развития:

1) По формированию умений рассказывать по образцу, о событиях из личного опыта коэффициент составил 0,6 %.

2) По развитию монологической формы речи – 0,4 %.

3) Формирование умения связно пересказывать небольшие рассказы, сказки – 0,7 %.

Апробация разработанного в ходе подготовительного этапа методического материала будет осуществляться на втором основном этапе. За этот период пройдет четыре серии. Тема каждой серии определяется выбранной детьми на подготовительном этапе работы русской народной сказкой. Серия предполагает следующие виды деятельности:

1) Клуб заботливых родителей «Ручной труд в умелых ручках».

2) Логопедическая работа – игры по нахождению рифмы к ключевым словам сказки, игра «Верно или нет», игра «Угадай героя по описанию или по ключевым словам»;

3) Работа со сказкой – уточнение содержания сказки, пересказ детьми, творческие рассказы, разбор диалогов героев, создание презентации «Угадай сказку»;

4) Работа с куклой – обыгрывание кукол, театрализованная деятельность, сюжетная игра «Кукольный театр» (инсценировки с приглашением родителей, других детей).

На третьем оценочном этапе пройдет повторная диагностика уровня развития связной монологической и диалогической речи детей (по той же методике) с последующим сравнительным анализом результатов.

Прошла повторная диагностика и выявлено улучшение, о чем говорят данные коэффициенты.

Конечным продуктом станет презентация «Угадай сказку».

План – график работ

I. Подготовительный этап.

Диагностика уровня развития связной монологической и диалогической речи детей

Выявление уровня развития связной речи у детей.

Посещение спектаклей.

Обогащение представлений детей о кукле.

Показ русской народной сказки.

Расширение знаний детей об изготовлении театральных кукол.

Экскурсия в библиотеку «Сказки С. Я. Маршака»

Клуб заботливых родителей «Ручной труд в умелых ручках»

Развитие монологической и диалогической речи, через художественное слово.

Слушание русских народных сказок.

Система работы с использованием ТСО.

Ознакомление детей с русскими народными сказками.

Знание детьми русских народных сказок

II. Основной этап.

Изготовление кукол из бумаги.

Развитие мелкой моторики рук, воспитание эстетических качеств.

Дидактические игры:

«Верно или нет», «Угадай героя по описанию или по ключевым словам» и др. ;

Развитие логического мышления, зрительного, слухового внимания.

III. Оценочный этап

Итоговая диагностика уровня развития связной монологической и диалогической речи детей.

Диагностические данные по уровню развития связной речи у детей количественных и качественных изменениях в развитии детей после проведенной работы.

Слушание русских народных сказок

Система работы с использованием ТСО

Создание презентации «Угадай сказку»

Демонстрация данного проекта

Мастер-класс для родителей, педагогов детского сада. Трансляция полученного в ходе реализации проекта опыта работы.

Таким образом, технология куклотерапии выражается в усиленииэмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление. Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Презентация проекта «Мое имя» Продолжительность проекта: 3 недели. Тип проекта: индивидуальный мини проект. Участники проекта: Даниил Курысь и Данила Колесников. Возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Куклотерапия в коррекционной работе с детьми старшей логопедической группы
Опубликовано: 23 июня 2014 в 20:43
+82Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 96.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД