Получи документы

Конспект занятия «Легенды и были Жигулей»

Оксана Ягольникова
Конспект занятия «Легенды и были Жигулей»

Программное содержание• Формирование нравственных качеств личности ребенка через знакомство и изучение духовно – нравственного опыта народов Поволжья, выраженного в легендах, преданиях, сказаниях старины о происхождении названия жигулевских гор, реки Волги.

• Развитие художественно – творческих умений детей в процессе передачи содержания легенд посредством слова, движения, рисунка; формирование положительного отношения детей к героям легенд, преданий.

• воспитание бережного отношения к родному краю.

Активизация словаря: край, малая родина, легенды, сказания, былины, предание, курган, дружина.

Публикация «Конспект занятия „Легенды и были Жигулей“» размещена в разделах

Предварительная работа

Беседы о Ставрополье, Самарской области, о том, чем славен наш край.

Чтение произведений, легенд, былин о Волге, Жигулях, Рассматривание иллюстраций картин пейзажей природного ландшафта

Просмотр видеофильмов, слайдов, о Жигулевском Заповеднике, Самарской Луке.

Материалы и оборудование

Презентация Карта Самарской области, слайды жигулевских гор, Волги.

Книги с иллюстрациями и очерками «Жемчужина Жигулей (легенды, сказы, предания, былины)».

Аудиокассеты с записями песен о Волге, Жигулях.

Ход занятия

Дети под мелодию песни «Ты, скажи мне, Волга» заходят в зал, держась за руки, идут змейкой, занимают свои места.

1-й ребенок: Сколько сказочных мест у России Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!

2-й ребенок: Под самым небом - горные отроги, Внизу - поля, раздолье, ширина.

Бегут тропики и пути дороги Просторы - это Родина моя.

3-й ребенок: Вот нежная и молодая хвоя

Растут подростки - елка сосна.

Здесь встанет лес сплошной стеной живою,

Богатства эти - Родина моя!

-Вот какая удивительная у нас страна. Давайте, покажем какая наша родина-Россия.

Упражнение на координацию речи с движением «Моя Россия»

У моей России длинные косички. Прижать обе руки к груди, затем заплести воображаемые косички

У моей России светлые реснички. Прижать обе руки к груди, затем одновременно хлопающими движениями соединять пальцы с большим.

У моей России голубые очи. Прижать обе руки к груди, затем соединить указательные пальцы и большие.

На меня, Россия, ты похожа очень. Прижать обе руки к груди, затем правой рукой показать поочерёдно на соседей.

Для меня Россия – белые берёзы, Прижать обе руки к груди, выполнить полуприсед, руки над головой полукругом.

Для меня Россия – утренние росы, Прижать обе руки к груди, выполнить 3 полуприседа с одновременным сжатием и разжатием пальцев рук.

Для меня, Россия, ты всего дороже. Прижать обе руки к груди, развести их в стороны.

До чего на маму ты мою похожа. Обнять себя за плечи.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь. Прижать руки к груди, погладить себя по щекам.

Ты, моя Россия, песни петь умеешь Прижать обе руки к груди, изобразить игру на дудке.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами. Прижать обе руки к груди, взяться всем за руки.

Ведь Россия наша – это я с друзьями Руки положить на плечи друг другу.

Солнце светит, ветры дуют, Встать прямо, руки поднять вверх - в стороны. Затем плавно покачать ими из стороны в сторону.

Ливни льются над Россией, Плавные движения обеих рук вверх-вниз.

В небе радуга цветная. Выполнить полуприсед, изобразить радугу.

Нет земли моей красивей! Выполнить полунаклон, руки развести от груди в стороны, затем прижать обе руки к груди. (Н. Соловьёва)

-Вот какая огромная наша Россия, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? Да Родина – это место где вы живете, где живет ваша семья, друзья, где наш детский сад,

-Для человека Родина - это край, где он родился и вырос. Наша Родина – Поволжье, дали волжские просторные, серебристая вода. Всем открыта величавая Волга - матушка река.

-Самарская область - живописный край, прекрасная часть нашей огромной России. Предлагает рассмотреть карту самарской области (Слайд 1)

-Вглядитесь, что вам напоминают контуры Самарской области? Да, контуры сердца. Это символично потому, что, располагаясь в Среднем Поволжье, живем мы с вами в Ставропольском районе. Сегодня мы отправимся в новое, увлекательное путешествие по самым живописным местам нашего района. Одним из самых примечательных и живописных мест является Самарская Лука. Девочки исполнят частушки о Самарской луке (Слайд 2).Частушки:

1. Эй, девчушки – хохотушки,

Запевайте –ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

2. В Ставрополье мы родились,

В Александровке живем,

Мы - девченочки волжанки,

Мы – нигде не пропадем!

3. Ставрополь стоит на Волге,

Да среди красивых гор

Славится своей природой

И Самарскою лукой!

4. С молодецкого кургана

Мы природу оглядим

Нет нигде местечка краше

Жигулями удивим!

5. Приезжайте, посмотрите

По такому случаю,

Волга горы огибает,

Делает излучину.

6. А еще нам рассказали,

Волга – то слукавила,

Обманула Жигули,

К Каспию сбежа-а- ла.

7. Про Самарскую Луку

Легенды мы читали

И узнали, что лису

Символом считали.

8. Говорили, что лисица,

Хитрая как Волга,

А в народе говорят,

Рыжая плутовка!

9. На территории Луки

Есть памятник природы,

Ему исполнилось пятьсот,

Придем к нему сегодня.

10. Мы хотели все пойти

К вековому дубу,

Чтоб желанье загадать,

Мы протянем руку.

11. В заповеднике у нас,

Лучше всех и краше

Много ягод и грибов,

Приезжай, покажем!

12. Заповедные леса,

Манят птичьи голоса.

Родниковая вода,

Приезжайте к нам сюда!

13. Знают взрослые и дети,

Нет чудеснее на свете

Чем Самарская Лука,

Это Родина моя!

-Вот какое удивительное место, где мы с вами живем. Здесь сохранились редкие животные и растения. Уникальны и Жигулевские горы. (Слайды 3,4)

Названия многих мест в Жигулях связаны как с реальными историческими событиями, так и с легендами преданиями, былинами.

Еще в давние, давние времена народ, живущий в наши краях, сочинял сказки, легенды, где воспевал красоту своего края, Но сейчас с грустью и сожалением приходится говорить, что все это стало забываться. Мамы не рассказывают эти легенды своим детям, как обычно рассказывают народные сказки детям на ночь. Даже в школе сейчас об этом не услышишь. Но я очень хочу, чтобы вы заинтересовались, не забывали того, что когда-то придумали люди, и в будущем рассказали бы их своим детям.

Но для начала давайте узнаем, что же такое:

Легенда - это рассказ о ком-либо, о чем-либо историческом, приукрашенный красивыми историями.

Быль - рассказ о действительном происшествии, то что уже прошло; прошлое.

Предание - устный рассказ, история, передающееся из поколения в поколение.

Итак, я начинаю свой рассказ.

Давайте послушаем, откуда же произошло это название «Жигули» (рассказывают дети).

1. По одной из версий, название «Жигули» происходит от слова «джигули» - так называли бурлаков восточные купцы в XIV веке.

Другое древнее название Жигулевских гор – «Девьи горы». Полагают, что когда-то здесь кочевали воинственные амазонки и поэтому на некоторых древних картах эти места названы Амазонией.

Легенда о том, как Появились Жигули (звучит музыка «Есть на Волге Утес» (Инсценировка легенды). (Слайд 5)

Своенравна, как все красавицы, горда и вольнолюбива Волга. Хорош собой и Молодец. И высок, и силушкой не обижен - сколько бурь ни проносились над ним, выстоял, сколько молний ни обжигало его каменную грудь, все ему нипочем. А уж о верности и говорить нечего - от зари до зари готов был глядеться Молодец в светлые очи Волги.

Но не люб он был красавице. Уж больно молчалив: веками словечко не обронит. Да и на подъем тяжел - столетьями стоит, не шелохнется. То ли дело - седовласый Каспий! И мудр и величав. Лишь только ветром жарким пахнет на него пустыня, тотчас заколышется, забурлит, разгуляется - ни одному молодцу с ним тогда не потягаться. Плывут ли над Волгой пушистые облака, звезды в нее смотрятся — все думает Волга о встрече с могучим Каспием.

И решилась однажды Волга: кинулась навстречу Каспию через леса и долины. Увидел это могучий Молодец и бросился наперерез красавице с верной своею дружиною. Тяжко пришлось Молодцу, за века крепко прирос он к месту. Шаг ступит - скалы с плеч рушатся, еще раз переступит - земля вокруг трещи-нами идет, холмы образуются.

И все же успел Молодец; преградил он дорогу Волге, каменной своей грудью.

Разбурлилась, вспенилась Волга, но видит - не пробиться ей, силушки не хватает, не вырваться из плена. И решила тогда она схитрить. Приласкалась обманщица к великану, речами, сладко журчащими, усыпила его со дружиною, и по-кошачьи, тихо, крадучись обогнула спящих, убежала - таки к далекому Каспию.

. Много веков минуло с той поры. Обратился в Молодецкий курган, крепко уснувший Молодец, лесом поросла его очаровательная дружина, Вечен их сон. Так вот и появились на свет Жигули (Слайд 6) «Жигулевские горы».

Предание Утес Шелудяк (рассказ детей). (Слайд 7)

Давным-давно то было, когда войско Степана Разина и Федора Шелудяка воевали за свободу с царскими войсками. И вот в одном бою неравные оказались силы, и туго пришлось Федору. Ранили его и захотели взять в плен. Забрался тогда он на высокую гору и встал у края пропасти, кровь стекала на камень из рассеченного виска, а внизу стояли царские войска и жгли костры. Но знал Шелудяк - живым он врагу не дастся. Кинулся вниз - навстречу дико засвистевшему ветру. Заликовали, обрадовались враги, но рано. Вдруг раздвинулся камень и бережно принял его в свои недра. Так спасла удальца Хозяйка Каменных гор. Но атаман не обрадовался избавлению, без солнца, без красавицы Волги стал он чахнуть. Так и погиб он. А хозяйка горы очень расстроилась и стала каждый день плакать и слезы ее стекали в каменную чашу. Помрачнел утес, и назвали его именем атамана. Так и появился Утес Шелудяк и углубление, которое люди назвали Каменной чашей.

Ребята, сегодня мы познакомились с легендой, приданием, понравились вам они? Люди умирают, а предания и легенды, созданные народом, бессмертны, как и сам народ. Вот и подошло к концу наше путешествие. Я буду очень рада, если оно вам понравилось, если легенды вас заинтересовали. И на следующих наших занятиях мы еще много чего узнаем о нашей малой Родине, о Самарском крае.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Легенды и сказания родного Верхоянья» Проект: «Легенды и сказания родного Верхоянья» В проекте «Национальной доктрины образования» в Российской Федерации подчеркивается, что.

Коми легенды и предания Васа – водяной, дух-хозяин воды. Многочисленные Васа, по представлениям коми, четко подразделялись, как и духи лесные, на духов-хозяев воды.

Конспект НОД «Чтобы зубки были здоровыми». Цель: продолжать формировать бережное отношение к своему организму. Задачи: - познакомить с правилами ухода за зубами; - дать информацию.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Легенды о Нижнем Новгороде» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Легенды о Нижнем Новгороде». Ольга Войтенко Конспект ООД по ознакомлению.

Конспект открытого занятия в средней группе «Жили были сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказки по карте – схеме, закреплять знания детей о русских народных сказках, воспитывать интерес к устному.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей для второй младшей группы «Жили-были мама Коза и козлята» Цели: Активизировать мыслительную деятельность детей посредством игровых заданий Задачи Образовательные: -продолжать учить узнавать животных.

Фотоотчет о творческом конкурсе «Легенды Жигулей» для детей 3–7 летФотоотчет о творческом конкурсе «Легенды Жигулей» для детей 3–7 лет Творческий конкурс «Легенды Жигулей» проводился в целях сохранения и приумножения культурно-исторического наследия среднего Поволжья, всестороннего.

Конспект занятия по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «Чтобы были зоркими глаза» в старшей группе Занятие по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «Чтобы были зоркими глаза» в старшей группе. Цель: Продолжать формировать.

Жили-были овощи. Конспект занятия по развитию речи Образовательные задачи: учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям; учить соотносить названия овощей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Легенды и были Жигулей»
Опубликовано: 3 марта 2019 в 15:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД