Получи документы

Конспект занятия «Легенды и были Жигулей»

Оксана Ягольникова
Конспект занятия «Легенды и были Жигулей»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание• Формирование нравственных качеств личности ребенка через знакомство и изучение духовно – нравственного опыта народов Поволжья, выраженного в легендах, преданиях, сказаниях старины о происхождении названия жигулевских гор, реки Волги.

• Развитие художественно – творческих умений детей в процессе передачи содержания легенд посредством слова, движения, рисунка; формирование положительного отношения детей к героям легенд, преданий.

• воспитание бережного отношения к родному краю.

Активизация словаря: край, малая родина, легенды, сказания, былины, предание, курган, дружина.

Публикация «Конспект занятия „Легенды и были Жигулей“» размещена в разделах

Предварительная работа

Беседы о Ставрополье, Самарской области, о том, чем славен наш край.

Чтение произведений, легенд, былин о Волге, Жигулях, Рассматривание иллюстраций картин пейзажей природного ландшафта

Просмотр видеофильмов, слайдов, о Жигулевском Заповеднике, Самарской Луке.

Материалы и оборудование

Презентация Карта Самарской области, слайды жигулевских гор, Волги.

Книги с иллюстрациями и очерками «Жемчужина Жигулей (легенды, сказы, предания, былины)».

Аудиокассеты с записями песен о Волге, Жигулях.

Ход занятия

Дети под мелодию песни «Ты, скажи мне, Волга» заходят в зал, держась за руки, идут змейкой, занимают свои места.

1-й ребенок: Сколько сказочных мест у России Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!

2-й ребенок: Под самым небом - горные отроги, Внизу - поля, раздолье, ширина.

Бегут тропики и пути дороги Просторы - это Родина моя.

3-й ребенок: Вот нежная и молодая хвоя

Растут подростки - елка сосна.

Здесь встанет лес сплошной стеной живою,

Богатства эти - Родина моя!

-Вот какая удивительная у нас страна. Давайте, покажем какая наша родина-Россия.

Упражнение на координацию речи с движением «Моя Россия»

У моей России длинные косички. Прижать обе руки к груди, затем заплести воображаемые косички

У моей России светлые реснички. Прижать обе руки к груди, затем одновременно хлопающими движениями соединять пальцы с большим.

У моей России голубые очи. Прижать обе руки к груди, затем соединить указательные пальцы и большие.

На меня, Россия, ты похожа очень. Прижать обе руки к груди, затем правой рукой показать поочерёдно на соседей.

Для меня Россия – белые берёзы, Прижать обе руки к груди, выполнить полуприсед, руки над головой полукругом.

Для меня Россия – утренние росы, Прижать обе руки к груди, выполнить 3 полуприседа с одновременным сжатием и разжатием пальцев рук.

Для меня, Россия, ты всего дороже. Прижать обе руки к груди, развести их в стороны.

До чего на маму ты мою похожа. Обнять себя за плечи.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь. Прижать руки к груди, погладить себя по щекам.

Ты, моя Россия, песни петь умеешь Прижать обе руки к груди, изобразить игру на дудке.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами. Прижать обе руки к груди, взяться всем за руки.

Ведь Россия наша – это я с друзьями Руки положить на плечи друг другу.

Солнце светит, ветры дуют, Встать прямо, руки поднять вверх - в стороны. Затем плавно покачать ими из стороны в сторону.

Ливни льются над Россией, Плавные движения обеих рук вверх-вниз.

В небе радуга цветная. Выполнить полуприсед, изобразить радугу.

Нет земли моей красивей! Выполнить полунаклон, руки развести от груди в стороны, затем прижать обе руки к груди. (Н. Соловьёва)

-Вот какая огромная наша Россия, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? Да Родина – это место где вы живете, где живет ваша семья, друзья, где наш детский сад,

-Для человека Родина - это край, где он родился и вырос. Наша Родина – Поволжье, дали волжские просторные, серебристая вода. Всем открыта величавая Волга - матушка река.

-Самарская область - живописный край, прекрасная часть нашей огромной России. Предлагает рассмотреть карту самарской области (Слайд 1)

-Вглядитесь, что вам напоминают контуры Самарской области? Да, контуры сердца. Это символично потому, что, располагаясь в Среднем Поволжье, живем мы с вами в Ставропольском районе. Сегодня мы отправимся в новое, увлекательное путешествие по самым живописным местам нашего района. Одним из самых примечательных и живописных мест является Самарская Лука. Девочки исполнят частушки о Самарской луке (Слайд 2).Частушки:

1. Эй, девчушки – хохотушки,

Запевайте –ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

2. В Ставрополье мы родились,

В Александровке живем,

Мы - девченочки волжанки,

Мы – нигде не пропадем!

3. Ставрополь стоит на Волге,

Да среди красивых гор

Славится своей природой

И Самарскою лукой!

4. С молодецкого кургана

Мы природу оглядим

Нет нигде местечка краше

Жигулями удивим!

5. Приезжайте, посмотрите

По такому случаю,

Волга горы огибает,

Делает излучину.

6. А еще нам рассказали,

Волга – то слукавила,

Обманула Жигули,

К Каспию сбежа-а- ла.

7. Про Самарскую Луку

Легенды мы читали

И узнали, что лису

Символом считали.

8. Говорили, что лисица,

Хитрая как Волга,

А в народе говорят,

Рыжая плутовка!

9. На территории Луки

Есть памятник природы,

Ему исполнилось пятьсот,

Придем к нему сегодня.

10. Мы хотели все пойти

К вековому дубу,

Чтоб желанье загадать,

Мы протянем руку.

11. В заповеднике у нас,

Лучше всех и краше

Много ягод и грибов,

Приезжай, покажем!

12. Заповедные леса,

Манят птичьи голоса.

Родниковая вода,

Приезжайте к нам сюда!

13. Знают взрослые и дети,

Нет чудеснее на свете

Чем Самарская Лука,

Это Родина моя!

-Вот какое удивительное место, где мы с вами живем. Здесь сохранились редкие животные и растения. Уникальны и Жигулевские горы. (Слайды 3,4)

Названия многих мест в Жигулях связаны как с реальными историческими событиями, так и с легендами преданиями, былинами.

Еще в давние, давние времена народ, живущий в наши краях, сочинял сказки, легенды, где воспевал красоту своего края, Но сейчас с грустью и сожалением приходится говорить, что все это стало забываться. Мамы не рассказывают эти легенды своим детям, как обычно рассказывают народные сказки детям на ночь. Даже в школе сейчас об этом не услышишь. Но я очень хочу, чтобы вы заинтересовались, не забывали того, что когда-то придумали люди, и в будущем рассказали бы их своим детям.

Но для начала давайте узнаем, что же такое:

Легенда - это рассказ о ком-либо, о чем-либо историческом, приукрашенный красивыми историями.

Быль - рассказ о действительном происшествии, то что уже прошло; прошлое.

Предание - устный рассказ, история, передающееся из поколения в поколение.

Итак, я начинаю свой рассказ.

Давайте послушаем, откуда же произошло это название «Жигули» (рассказывают дети).

1. По одной из версий, название «Жигули» происходит от слова «джигули» - так называли бурлаков восточные купцы в XIV веке.

Другое древнее название Жигулевских гор – «Девьи горы». Полагают, что когда-то здесь кочевали воинственные амазонки и поэтому на некоторых древних картах эти места названы Амазонией.

Легенда о том, как Появились Жигули (звучит музыка «Есть на Волге Утес» (Инсценировка легенды). (Слайд 5)

Своенравна, как все красавицы, горда и вольнолюбива Волга. Хорош собой и Молодец. И высок, и силушкой не обижен - сколько бурь ни проносились над ним, выстоял, сколько молний ни обжигало его каменную грудь, все ему нипочем. А уж о верности и говорить нечего - от зари до зари готов был глядеться Молодец в светлые очи Волги.

Но не люб он был красавице. Уж больно молчалив: веками словечко не обронит. Да и на подъем тяжел - столетьями стоит, не шелохнется. То ли дело - седовласый Каспий! И мудр и величав. Лишь только ветром жарким пахнет на него пустыня, тотчас заколышется, забурлит, разгуляется - ни одному молодцу с ним тогда не потягаться. Плывут ли над Волгой пушистые облака, звезды в нее смотрятся — все думает Волга о встрече с могучим Каспием.

И решилась однажды Волга: кинулась навстречу Каспию через леса и долины. Увидел это могучий Молодец и бросился наперерез красавице с верной своею дружиною. Тяжко пришлось Молодцу, за века крепко прирос он к месту. Шаг ступит - скалы с плеч рушатся, еще раз переступит - земля вокруг трещи-нами идет, холмы образуются.

И все же успел Молодец; преградил он дорогу Волге, каменной своей грудью.

Разбурлилась, вспенилась Волга, но видит - не пробиться ей, силушки не хватает, не вырваться из плена. И решила тогда она схитрить. Приласкалась обманщица к великану, речами, сладко журчащими, усыпила его со дружиною, и по-кошачьи, тихо, крадучись обогнула спящих, убежала - таки к далекому Каспию.

. Много веков минуло с той поры. Обратился в Молодецкий курган, крепко уснувший Молодец, лесом поросла его очаровательная дружина, Вечен их сон. Так вот и появились на свет Жигули (Слайд 6) «Жигулевские горы».

Предание Утес Шелудяк (рассказ детей). (Слайд 7)

Давным-давно то было, когда войско Степана Разина и Федора Шелудяка воевали за свободу с царскими войсками. И вот в одном бою неравные оказались силы, и туго пришлось Федору. Ранили его и захотели взять в плен. Забрался тогда он на высокую гору и встал у края пропасти, кровь стекала на камень из рассеченного виска, а внизу стояли царские войска и жгли костры. Но знал Шелудяк - живым он врагу не дастся. Кинулся вниз - навстречу дико засвистевшему ветру. Заликовали, обрадовались враги, но рано. Вдруг раздвинулся камень и бережно принял его в свои недра. Так спасла удальца Хозяйка Каменных гор. Но атаман не обрадовался избавлению, без солнца, без красавицы Волги стал он чахнуть. Так и погиб он. А хозяйка горы очень расстроилась и стала каждый день плакать и слезы ее стекали в каменную чашу. Помрачнел утес, и назвали его именем атамана. Так и появился Утес Шелудяк и углубление, которое люди назвали Каменной чашей.

Ребята, сегодня мы познакомились с легендой, приданием, понравились вам они? Люди умирают, а предания и легенды, созданные народом, бессмертны, как и сам народ. Вот и подошло к концу наше путешествие. Я буду очень рада, если оно вам понравилось, если легенды вас заинтересовали. И на следующих наших занятиях мы еще много чего узнаем о нашей малой Родине, о Самарском крае.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Легенды и сказания родного Верхоянья» Проект: «Легенды и сказания родного Верхоянья» В проекте «Национальной доктрины образования» в Российской Федерации подчеркивается, что.

Коми легенды и предания Васа – водяной, дух-хозяин воды. Многочисленные Васа, по представлениям коми, четко подразделялись, как и духи лесные, на духов-хозяев воды.

Конспект НОД «Чтобы зубки были здоровыми». Цель: продолжать формировать бережное отношение к своему организму. Задачи: - познакомить с правилами ухода за зубами; - дать информацию.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Легенды о Нижнем Новгороде» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Легенды о Нижнем Новгороде». Ольга Войтенко Конспект ООД по ознакомлению.

Конспект открытого занятия в средней группе «Жили были сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказки по карте – схеме, закреплять знания детей о русских народных сказках, воспитывать интерес к устному.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей для второй младшей группы «Жили-были мама Коза и козлята» Цели: Активизировать мыслительную деятельность детей посредством игровых заданий Задачи Образовательные: -продолжать учить узнавать животных.

Фотоотчет о творческом конкурсе «Легенды Жигулей» для детей 3–7 летФотоотчет о творческом конкурсе «Легенды Жигулей» для детей 3–7 лет Творческий конкурс «Легенды Жигулей» проводился в целях сохранения и приумножения культурно-исторического наследия среднего Поволжья, всестороннего.

Конспект занятия по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «Чтобы были зоркими глаза» в старшей группе Занятие по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «Чтобы были зоркими глаза» в старшей группе. Цель: Продолжать формировать.

Жили-были овощи. Конспект занятия по развитию речи Образовательные задачи: учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям; учить соотносить названия овощей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Легенды и были Жигулей»
Опубликовано: 3 марта 2019 в 15:02
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Легенды и были Жигулей»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ягольникова (УИ 208344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД