Наталья Постаногова
Лего-конструирование в работе логопеда на логопункте
▼ Скачать + Заказать документы
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»
К. Д. Ушинский
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие успешного обучения в школе.
Публикация «Лего-конструирование в работе логопеда на логопункте» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, стараюсь уделять внимание разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Технологий, которые дают возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Рассматривая различные современные технологии, остановила свой выбор на ЛЕГО - технологии. ЛЕГО конструирование – это вид моделирующей, творческой, продуктивной деятельности. С его помощью трудные задачи можно решить посредством увлекательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. Поэтому ребенок испытывает психическое состояние успеха. Для соматически ослабленных детей важно сменять статичную сидячую позу, а конструктор ЛЕГО можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре. Он не вызывает у ребёнка негативного отношения, и вся логопедическая работа воспринимается им как игра. Работа с ЛЕГО - технологией позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Это обусловлено тем, что технология ЛЕГО - конструирования способствует значительному повышению мотивации и интереса детей к занятиям.
Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно игрового средства для детей с нарушениями речи довольно широк. Применение игр и дидактических упражнений с использованием ЛЕГО - элементов помогает проведению занятий по введению в грамоту, при коррекции звукопроизношения, формировании лексико - грамматических категорий, слоговой структуры слова, развитии связной речи.
Базовые идеи Лего - технологии и логопедии сходны :
- от простого к сложному;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- созидательность и результативность;
- комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Но к этому я пришла позже, а началось все с того, что…
В ноябре месяце 2019 года наш детский сад впервые принял участие в игре «LEGO TRAVEL». Это дистанционная командная онлайн - игра с использованием ЛЕГО – технологий, в которой принимают участие команды детских садов Пермского края, организатором является детский сад "ЛЕГОПОЛИС» города Перми. В команде 7 человек – 2 взрослых и 5 детей.
Нужно зарегистрироваться в «Контакте» в сообществе «LEGO TRAVEL», выполнить задания и отправить фото с ответом. В игре три задания, на выполнение каждого задания дается 10 минут. Задания состоят из отгадывания загадки или ребуса и постройки ответа из лего конструктора и написание ответа.
Команду из детей мы набирали, опрашивая, кто любит строить из лего и отгадывать загадки, т. е. по желанию детей. Первая игра понравилась и детям и взрослым. Но анализируя игру, поняли, что дети испытывают затруднения не только в отгадывании загадок, но и при постройке «ответов».
Дети, которые принимали участие в первой игре, поделились своими впечатлениями в группе со сверстниками, чем вызвали у них большой интерес. Дети высказали, желание, принять участие в этой игре. Но так как все дети не смогут принять участие в игре, то решила организовать что, то похожее на логопункте.
Цель. Развитие речи старших дошкольников при использовании ЛЕГО-конструирования.
Игру провела «Отгадай и построй» с воспитанниками подготовительной группы. Дети объединились в пары, договорились между собой, кто из них будет строить отгадку, а кто рисовать ответ, так как дети не все умеют писать. У каждой команды были свои загадки. Загадок у команд было по 2. Для того чтобы каждый из команды смог быть в роли «художника» и «строителя».
У многих детей были затруднения в постройке «отгадки». Побеседовав с детьми, проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что не все дети умеют делать постройки из лего конструктора, т. к. в группе не все особо проявляют к нему интерес, а дома не у всех есть такой конструктор. Но интерес не пропал!
Предложила детям на подгрупповые занятия ввести игры с лего – конструктором. Дети поддержали мое предложение.
Побеседовав с педагогами детского сада, узнала какой лего - конструктор есть в детском саду и с каким чаще играют дети. Походив по просторам интернета, выяснила какой лего - конструктор чаще всего используют логопеды.
Работу с применением лего - конструктора построила по нескольким направлениям, а именно:
- Развитие мелкой моторики.
- Работа над звукопроизношением (автоматизация звука).
- Развитие навыков звуко – буквенного анализа и синтеза.
- Совершенствование употребления лексико – грамматических категорий.
- Работа над слоговой структурой слова.
- Развитие связной речи.
Вот некоторые из них:
«Построй домик для звука» красные изображают гласные звуки, синие и зелёные - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и «мягкость»).
УПРАЖНЕНИЕ «Собери слово»
На развитие навыков звуко – буквенного анализа и синтеза.
Составление схемы слова (ориентируемся на цвет) красный кирпич - гласные звуки, синий и зелёный - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и «мягкость»).
УПРАЖНЕНИЕ «Собери мост»
На развитие навыков звуко – буквенного анализа и синтеза.
Строится «мост» из слов. Ориентир первый – играть с определенным согласным звуком; ориентир второй – считаем слоги. Сколько слогов в слове - столько же блоков в кирпичике.
Игра «Построй букву», для лучшего запоминания образа буквы, так как будет задействовано больше анализаторов (зрительный, кинестетический)
Игра «Отгадай, построй, собери». Дети строят букву по загадке, а затем из построенных букв собирают слово, а может и не одно. Дети могут работать по одному, в парах и подгруппами.
Для развития слуховой памяти и увеличения объёма произвольного слухового внимания, также на закрепление сенсорных представлений и пространственного восприятия использую игры:
«Волшебный диктант» где тетрадный лист заменяется планшет - пластиной, а карандаш – лего - деталями. По словесной инструкции педагога, дети сами располагают фигуры на пластине.
Игра «Сделай как у меня», в паре «говорящий» и «строитель». «Строитель» выполняет команды «говорящего», сверяют результат. Затем дети меняются местами.
УПРАЖНЕНИЕ «Собери модель по образцу»
УПРАЖНЕНИЕ «Собери модель по памяти» (от 4 до 10 деталей)
Вовлечение детей дошкольного возраста в конструктивную деятельность, это их первая ступенька к техническому творчеству, поэтому осведомленность родителей в данной области необходима уже на данном этапе.
В нашем лего - конструировании предусматривается также и участие родителей, т. к. совместное лего - конструирование сближает детей и родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость, а родителям вновь почувствовать себя детьми.
Вывод. Такая работа по развитию речи с применением LEGO - конструирования делает процесс более результативным. Дети воспринимают НОД как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. LEGO - конструирование позволяет сформировать у детей дошкольного возраста потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса.
Список литературы
Комарова Л. Г. Строим из Лего, / М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО : Пособие для педагогов дефектологов.» : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2003
3. Петрова И. ЛЕГО-конструирование : развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 10.
4. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. — М. : Сфера, 2011.
Интернет источник
LogoPortal.ru