Жанна Андрухаева
Нравственный час «Лестница в будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственный час «Лестница в будущее»
Описание материала: данный материал направлен на воспитание ответственного отношения к своей жизни чувства ответственности, развитие творческих способностей. Разработка материала будет полезна воспитателям. Возраст детей 15-16 лет
Цель: дать представление о нравственных ценностях
Задачи:
- формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию;
- рассмотреть понятие «ценности» в прямом и переносном значении;
- развитие творческих способностей, умения работать в группе;
Публикация «Нравственный час „Лестница в будущее“» размещена в разделах
- способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Воспитатель.
Вступительное слово.
- У каждого человека и взрослого и ребенка есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. И эти мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбирать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Не всегда, поднимаясь по лестнице жизни, мы идем уверенно, можно и ошибиться, оступиться, даже упасть. Как быть, чтобы не упасть? Разные люди живут на земле, и каждый живёт по-разному. У каждого человека есть свои нравственные ценности – это то, что он ценит больше всего в жизни, что для него свято, в чём он убеждён и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценность – это всё то, что значимо для жизни.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.
Воспитатель.
-Нет на Земле человека, который не мечтал о счастье, благополучии. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которую человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Каждый человек стремиться построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька – это маленькая цель, достигнув которой, он будет испытывать счастье. Одним удается медленно и уверенно подниматься по лестнице, добиваясь поставленных целей; другим удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз; третьи выбирают самые благородные жизненные ценности: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, слава – символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.
- Прочными ли будут эти ступеньки лестницы счастья? Можно ли будет подняться по ним на вершину счастья? Истинные или мнимые ценности выбрали для себя люди, выбрав деньги, славу и власть? (Ответы детей)
Ответы детей : Деньги непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и все потерять.
Власть тоже можно потерять. Президентов переизбирают, царей свергают и даже убивают.
Слава – ее тоже легко потерять. Даже известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.
Деньги, власть, слава- это мнимые ценности.
Воспитатель.
- Какие ситуации могут осложнить подъем по лестнице мечты? (Ответы учащихся)
-Каждая ступенька счастья – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья? Давайте составим свой маршрут к счастью.
Маршрут по лестнице к счастью.
(ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ВЛЮБЛЁННОСТЬ, СЕМЬЯ, КАРЬЕРА, МИР НА ЗЕМЛЕ, ДЕНЬГИ). (Обсуждение маршрутов учащихся).
Воспитатель.
-Иными словами, чтобы достигнуть успеха, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье. Послушайте одну историю.
В одной стране жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
Вопросы учащимся:
- Многого ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?
- Каковы были её жизненные ценности?
- А какие ценности преобладают в вашем маршруте к счастью?
(В конце занятия тестирование)
Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените. Если соответствуют вашим взглядам и убеждениям полностью - в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте "+", если не соответствуют "-", если сомневаетесь - поставьте "*".
1. Я планирую выбрать профессию, которая не создаст мне проблем со здоровьем
2. Я слежу за своим здоровьем (регулярно прохожу медосмотр, соблюдаю режим, диету, занимаюсь спортом)
3. Я очень боюсь заболеть или потерять физическую форму
4. Мне нравится высказывание "Здоровье это не всё, но без него всё - ничто"
5. Я планирую выбрать высокооплачиваемую профессию
6. За большие деньги я возьмусь за любую работу
7. Я внимательно слежу за курсом валют и биржевыми новостями
8. Мне нравится высказывание "Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое"
9. Я хочу выбрать профессию, которая позволит мне много времени уделять своей семье
10. Мне нравится высказывание "Самое главное для меня - жизнь и здоровье тех, кого я люблю"
11. Я планирую выбрать профессию, которая обеспечит мой карьерный рост
12. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые помогут мне в карьерном росте
13. Я готов (а) бороться со своими конкурентами за "место под солнцем"
14. Мне нравится высказывание "Карьеру не сделаешь, карабкаясь по обшарпанным ступеням - нужно оказаться в лифте в подходящей компании"
15. Я планирую выбрать работу, смысл которой - помощь людям
16. Я не могу пройти мимо человека, который просит о помощи
17. Я испытываю жалость к бомжам и нищим
18. Мне нравится высказывание "Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните служить другим людям и помогать им"
19. Я планирую выбрать профессию, которая принесет мне известность
20. Я хочу походить на моих кумиров (в спорте, политике, шоу-бизнесе, искусстве, науке и т. д.)
Воспитатель.
-Итак, нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
И в заключении:
Умейте управлять собою,
Во всём ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбою,
Учитесь, жизнь начать с начала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять.
Не надо жаловаться всем
Ни на судьбу, ни на болезни-
Ничто не будет бесполезней
Избитых, жалких этих тем.
Не жгите сердце табаком,
И мозг вином не заливайте,
И жизнь свою не сокращайте
Воспоминаньем о плохом.
Друзей имейте - в трудный час
Они поддержат и помогут,
Не будет трудною дорога
Ни для друзей и ни для вас.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,-
Ненастья тоже устают.
За днём несчастья - день счастливый.