Папки-передвижки

Проект «Логические кубики». Технологии в процессе формирования логического мышления ребенка

Екатерина Панкратова
Проект «Логические кубики». Технологии в процессе формирования логического мышления ребенка

Пояснительная записка.

Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А. З. Зак

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития. Важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли он рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Важным средством развития психических функций ребенка является игра. Игру принято называть основным видом деятельности. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры Б. П. Никитина. Борис Павлович Никитин- педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми:

Публикация «Проект „Логические кубики“, Технологии в процессе формирования логического мышления ребенка» размещена в разделах

1. «Сложи узор» с 4 лет

5. «Уникуб» с 6 лет

6. «Кубики для всех» с 5 лет

Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы развивающих игр Б. П. Никитина

1. Доступности

2. Проблемно - ситуативный характер заданий

3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий

4. Привлекательность, занимательность

5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.

Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, их многообразие и возрастная адекватность позволили использовать их для образовательной программы, рассчитанной на детей от 3-х до 6 лет. В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов и творческих способностей.

Цель проекта - развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина.

Основными задачами являются:

1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

2. Формирование умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).

3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

Отличительные особенности.

Программа является модифицированной, так как составлена на основе

учебных пособий Никитина (Сложи, узор, квадрат, уникуб, кирпичики, кубики для всех и т. д.).

Конструирование проходит лишь только из бумаги, строительного и

природного материала, но и количество га ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Изучив многолетний опыт работы педагога новатора Никитина Бориса Павловича, педагогические взгляды которого широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом позволили систематизировать и обобщить «наработанный» им материал в дополнительную образовательную программу как для детей дошкольного, так и младшего школьного возраста по использованию специальных игр, позволяющих успешно развивать интеллектуально - творческие способности детей.

Характеристика игр.

«Сложи узор» Игра для развития внимания, пространственного мышления, творческого воображения, развития способности к анализу и синтезу. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно-, двух-, трех- и даже четырехцветные узоры в любом количестве вариантов. Сами узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Кубики «Уникуб» Развивают пространственное мышление, интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам.

«Кубики для всех» Учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить «объемными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

Формы организации детской деятельности:

Логико-математические игры.

Интегрированные игровые задания.

Совместная игровая познавательная деятельность.

Планируемые результаты от игр с использованием развивающих игр Никитина у детей в соответствии

с требованиями ФГОС за 2018-2019учебный год.

- умение выкладывать узоры по образцам;

-умение находить зависимости и закономерности;

-умение находить ошибки и недостатки;

-умение классифицировать и систематизировать материал

-способность к созданию новых комбинаций из имеющихся кубиков;

-уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину;

- классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам.

Развивающие игры и кубиками Никитина разовьют у детей:

логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и

построить образ, способность к самостоятельности.

• способности к пространственной ориентировке;

• пространственное мышление;

• воображение;

• навыки конструирования;

• понимание аксонометрической проекции (плоского изображения

трехмерных объектов).

Научат строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций :

o модели по образцу;

o чертежи деталей в трех проекциях;

o модели по чертежу в трех проекциях;

o собственные модели с построением чертежа.

Собирать модели:

o из объемных деталей по цветному образцу;

o из деталей по черно-белому образцу;

o создавать собственные модели и зарисовывать их;

o работать в мини группах и командах и т. д.

Этапы и сроки реализации Проекта по годам :

1. 2018-2019 учебный год.

1 этап – подготовительный.

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь 2018 года.

Проводимые мероприятия:

подборка методического инструментария;

определение необходимых игр Никитина и их приобретение;

составление Проекта;

создание Центра развивающих игр Никитина.

2 этап – основной.

Сроки реализации: ноября 2018 года – май 2019 года.

Проводимые мероприятия:

реализация Проекта;

получение предварительных результатов степени успешности реализации Проекта;

3 этап – контрольно-аналитический.

Сроки реализации: апрель-август 2019 года.

Проводимые мероприятия:

анализ успешности реализации Проекта;

анализ индивидуальных достижений воспитанников за период реализации Проекта;

Представление на стажерской площадке.

Этапы:

• начальная диагностика;

• наблюдение за творческой работой ребенка;

• просмотр и анализ детских работ с детьми и педагогом;

• самостоятельные работы на точность и скорость выполнения;

• выполнение дополнительных заданий;

• фронтальная и индивидуальная беседа в форме «вопрос ответ»;

• выполнение самостоятельных творческих работ.

Формы контроля и оценочные материалы:

o индивидуализация (учет продвижения личности в развитии);

o устные и письменные поощрения;

o накопительные баллы (за правильность выполнения задания ребенок поощряется квадратиком красного цвета);

o соревнования;

o конкурсы;

o фотовыставки;

o открытые занятия;

Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы:

o психологическая безопасная образовательная среда;

o учет индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка;

o профилактика физических, умственных и психологических перегрузок дошкольников.

Ненавязчивая включенность взрослого. Непринужденная доверительная обстановка. Свобода в выборе заданий. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии, элементы сюрприза, интрига – вот тот фундамент, на котором игры создадут обстановку сотворчества в коллективе и будут успешно развивать творческие и интеллектуальные способности ребёнка.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 "Светлячок" "БЛОКИ ДЬЕНЕША В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО.

Картотека дидактических игр для формирования логического мышления Дидактическая игра: «Найди пару» Цель:Упражнять детей в сравнении предметов по цвету. Развивать внимание, наблюдательность, развивать зрительное.

Игры для развития логического мышления Игра «Палочки — конструктор» Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить.

Консультация для педагогов «Условия использования приемов ТРИЗ технологии в процессе формирования связной речи у детей» Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Логические задачи» Известно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи» Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы:.

Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом» Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом». Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Проект «Родителям о развитии логического мышления старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Кораблик» г. Керчь Республика Крым ПРОЕКТ «Родителям.

Развитие логического и пространственного мышления в процессе конструирования из различных материалов Пространственное мышление – одна из важных составляющих нашего интеллекта и абсолютно необходимо и детям, и взрослым. Пространственное мышление.

Развитие логического мышления. Консультация для родителей Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Логические кубики». Технологии в процессе формирования логического мышления ребенка
Опубликовано: 20 мая 2019 в 07:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД