Получи документы

«Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)

Юлия Сабанина
«Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)
▼ Скачать + Заказать документы

«Маленькие неудачники»

Почему они такие?

(развитие познавательной активности ребёнка)

Консультация для родителей

«Скоро наш малыш пойдет в школу, но ни читать, ни считать он не хо-чет. Книги его не интересуют, он не может ничем заниматься долго, он несамо-стоятельный.» — сетуют многие мамы с тревогой и недоумением.

Публикация «„Маленькие неудачники“ Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)» размещена в разделах

Отсутствие у ребенка явных успехов, достигнутых его ровесниками, в преддверии школы начинает беспокоить даже самых уравновешенных родите-лей, заставляя их искать выход.

И тут начинается: на ребенка обрушиваются бесконечные наставления, упреки, угрозы: «Надо», «Ты должен», «В школе будешь двоечником», «Тебя вообще и школу не возьмут».

Одни мамы обвиняют воспитателей и детский сад в том, что с его ребен-ком плохо занимались, спешат наверстать упущенное: например, вводят жест-кий режим обязательного ежедневного чтения и счета. Другие, берут репети-тора для подготовки их чада к школе.

Только самая маленькая часть родителей задумывается над вопросами: в чем причина отсутствия у ребенка желания познавать новое; откуда вялость, пас-сивность и даже леность ума у сына (или дочери); почему нет стремления ис-следовать, искать; почему ребенок так беспомощен и пассивен там, где его сверстник безудержно активен и изобретателен?

То, что родители считают нежеланием познавать, нехотением открывать и исследовать, в психологии называется отсутствием у ребенка мотивации к дан-ному виду деятельности. Термин «мотивация» в научной литературе обозна-чает совокупность побуждений к жизненно значимым целям (явлениям, собы-тиям, поступкам).

В контексте нашей консультации речь идет о побуждениях к познаватель-ной деятельности, поисковой, исследовательской активности в широком смыс-ле слова. Однако мотивация — это не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает стабильную направленность деятельности, «питает» ее энерге-тику, придает значимость и осмысленность совершаемым действиям. Следова-тельно, если речь идет о том, что познавательная мотивация ребенка недос-таточна или отсутствует у него вовсе,— значит, надо ответить на вопросы: по-чему у детей, от природы наделенных потребностью во все вникать и обо всем спрашивать, эта потребность угасла и что нужно сделать, чтобы она возроди-лась вновь?

Наличие познавательной мотивации (направленности, устремления, инте-реса) у ребенка означает активную установку на все то, что несет новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвя-зей между предметами и ситуациями, ненасыщенность в познании.

При отсутствии познавательной мотивации картина прямо противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от самой возможности умственного напряжения.

Чтобы понять, насколько эта проблема серьёзна, проанализируем поведение детей в детском саду. В детском саду, когда они сталкиваются с необходимостью, например: сравнить два предмета по величине; выбрать из набора картинок самые интересные и составить по ним рассказ, собрать панно из разрезных картинок; решить задачу, и т. д.

Подобные наблюдения можно провести и в домашних условиях, если ро-дителей интересует обсуждаемая здесь проблема. Правда, при проведении та-кой работы с ребёнком дома важно учесть то, что главное в этом процессе не количество решенных задач (решил — не решил — сколько решил, а само отношение ребенка к такому виду деятельности. К процессу умственного на-пряжения, к творческому поиску, к получению результата, а также просит ли ребенок в дальнейшем дать ему такие задания или избегает упоминаний о них. Эти выводы и лягут в основу характеристики уровня познавательной мотива-ции ребенка. Опишем несколько типичных тактик поведения детей, соответст-вующих разному уровню познавательной мотивации, в ситуации, требующей напряженной умственной деятельности.

Родители, зная своего ребенка, могут отнести его к одному из описывае-мых здесь уровней.

Тактика активного преодоления необычных заданий и новизны си-туаций: первая группа, высокий уровень познавательной мотивации. Выслу-шав задание, дети активно включаются в работу, большинство заданий выпол-няют с интересом и самостоятельно: к взрослому обращаются лишь за уточне-нием условий задания или за подтверждением правильности выполнения. Бы-стро замечают и тонко чувствуют необычность условий отдельных задач; мо-билизуют для решения фантазию, воображение. При правильном выполнении радуются успеху. Способны к длительному умственному напряжению. После завершения работы многократно возвращаются к отдельным заданиям, осо-бенно к тем, где встретили наибольшие трудности. Просят взрослых дать им аналогичные задания и подтвердить правильность выбранных ими вариантов и способов решения. На протяжении всего периода работы — повышенный тонус, приподнятое настроение (иногда напевают по ходу, иногда комменти-руют вслух, что получилось, что нет, по окончании активно обсуждают со сверстниками свои успехи.

Тактика зависимого и защитного: перед выполнением, интерес пропа-дает, поведение становится неуверенным и напряженным. Поддержка, оказы-ваемая взрослым (подбадривание, советы, прямой показ, побуждает детей продолжить активный поиск решения. Отсутствие же такой поддержки (при нейтральной позиции взрослого) почти парализует активность : ребенок может много раз повторять один и тот же непродуктивный способ решения или бес-порядочно манипулировать с материалом. В правильности результата ребе-нок не уверен, спрашивает взволнованно: «Я правильно делаю?» На протяже-нии всей работы эти дети напряжены, молчаливы, зависимы от малейших ню-ансов в настроении взрослых. В эмоциональных проявлениях зажаты и ско-ванны. Усиление образности и наглядности задания, как и игровые приемы, способствуют более успешному их выполнению, хотя зависимость от взросло-го по-прежнему остается.

Тактика активного ухода и избегания новизны, неуспеха, умственно-го напряжения: третья группа, низкий уровень познавательной мотивации. Некоторые из детей отказываются от работы, не сделав ни единой попытки, обнаруживают абсолютную беспомощность как крайний вид защиты. У них всегда готов собственный приговор самим себе («Не могу!», идущий впереди любой новой или чуть-чуть непривычной ситуации. Другие, сделав одну—две пробы, молча прекращают работу или отказываются тихо, но категорично: «Не знаю, как делать»; «Устал (а)».

Изменение формы предъявления задания (в сторону большей образности и наглядности, введение игровых приемов) не пробуждает интереса и актив-ных действий. Весь общий облик таких детей, их поведение представляются недетскими: не смеются, не улыбаются, их трудно расшевелить, заставить уди-виться. Иногда в подобных случаях активность вдруг прорывается в форме вопросов к взрослому («Ты здесь работаешь?») или сообщений («А у нас до-ма кошка есть») и т. д., что в принципе уже важно как проявление активности ребенка. В целом, естественно, здесь очень низкий итоговый результат. (Если возможен каламбур, то эти дети активно пассивны.)

Подобные варианты (тактики) поведения детей можно встретить в каждой группе детского сада (соответствующего возраста) и среди детей, не посещаю-щих детский сад. Что особенно поражает, так это то, с какой обреченностью оценивают они свои возможные защитные аргументы, отказываясь от элемен-тарных попыток решить предложенную задачу.

Американская исследовательница М. Дональдсон в своей книге «Мысли-тельная деятельность детей» (М., 1985) пишет о том, что еще до поступления в школу у ребенка уже складывается представление о собственных познаватель-ных способностях : многие дети из детского сада, будучи поставлены перед не-обходимостью решения какой-либо познавательной задачи, реагируют на это репликами типа: «Я глупый»; «Я не могу»; «Я тупой»; «Я не знаю, как это де-лается». И добавляет затем: «Если ребенка считают неудачником, он наверня-ка потерпит провал.»

К этому можно лишь добавить, что, скорее всего поведение таких детей, а именно: тактику избегания и защиты, можно рассматривать как своеобразный психологический «барьер», который позволяет ребенку «уходить» из ситуа-ции, не допуская еще более глубоких травм и переживаний.

Итак, почему же многие дети так пассивны, робки и неуверенны, когда речь идет об их способности к познавательной деятельности? Откуда эта так-тика защиты, «уходи», избегания вместо ожидаемых попыток преодоления трудностей и активного поиска? Конечно, проще всего переложить вину на са-мого ребенка («Ну что поделаешь, раз он такой?», на его недостатки, слабые стороны развития. Однако не будем торопиться с обвинениями в адрес ребен-ка, а обратимся снова к мотивации, точнее — к самим истокам ее становле-ния.

Ключевой проблемой для становления познавательной мотивации имеют ранние формы контакта ребенка с близкими взрослыми. При доброже-лательности, принимающем и поддерживающем отношении родителей к ре-бенку у него формируется активное отношение к миру и предупреждается пассивно-тревожное, оборонительное поведение.

Подавляющее, отвергающее жестоко-агрессивное отношение матери к

ребенку может быть следствием как личностной незрелости матери, так и отрицательной обстановки в семье в целом (конфликты, ссоры, проявление взаимной неприязни). Когда у взрослых недостает сил на ласки, терпеливого отношение к малышу, у ребенка возникает ощущение угрозы, недостаточной защищенности и неблагополучия, переживание страха. В итоге, эти переживания оставляют глубокий аффективный след и составляют суть ран-них психологических расстройств. Складывается впечатление ребенка о неготовности его собственной активности, направленной на окружающий мир.

Рядом с родителями, при их поддержке и под их защитой, ребенок, стал-киваясь с новыми трудностями, благополучно преодолевает их, испытывая удовольствие, что и закрепляет в дальнейшем побуждения к исследованию, познанию, изучению. При искаженных же отношениях с близкими взрослыми подобные ситуации мгновенно вызывают страх, оборонительное поведение, что в дальнейшем закрепляется как пассивное отношение к окружающему.

Именно из этих двух противоположных стереотипов и формируются раз-ные стили познавательной активности, причем опыт зависимого, беспомощно-го и пассивно-оборонительного поведения закрепляется настолько прочно, что в дальнейшем требуется специальная работа по его преодолению.

Вернемся к детям с низким и средним уровнем познавательной мотива-ции. Один из крайне неутешительных выводов состоит в том, что внутри-семейные отношения, в которых в основном воспитываются дети с пони-женной активностью, характеризуются конфликтностью, тревожностью, агрессией между ребенком и близким взрослым, недостатком тепла, бли-зости и взаимной поддержки.

К примеру, если эти дети выполняют рисунок на тему «Семья», то почти половина из них не рисует себя в семье (фактически не находит себе места, не ощущает своей слитности с другими). Часть детей отгораживает себя мебелью или стеной (ощущение одиночества, отчужденности от других, некоторые ри-суют только себя, порой в рисунках вообще нет людей.

Если организовать с ребенком своеобразную игру в «два дома», суть ко-торой в расселении всех близких и знакомых так, как он захочет, то обнару-живается также своеобразная картина. В случае особенно выраженного дис-комфорта ребенок «отселяет» себя (иногда с кошками, собаками или друзья-ми) от родителей и других членов семьи, оставшихся в другом доме. В более мягком варианте такие дети остаются в одном доме с мамой, «отселяя» папу и других членов семьи, или, наоборот, остаются с папой, «отселяя» маму с ма-ленькой сестренкой, братиком, бабушкой, дедушкой, что в целом свидетельст-вует о явном эмоциональном неблагополучии, конфликтной эмоциональной атмосфере в семье, глубоким ощущением дискомфорта. Значит, такая связь закономерна: если низкий уровень познавательной мотивации, значит, на-рушены семейные взаимоотношения? Нет, не всегда! У незначительной части детей, не отличающихся высокой познавательной мотивацией, внутрисемей-ные отношения благополучные.

И тогда причина сниженной познавательной мотивации здесь в другом — в своеобразии развития ребенка, наличии у него «слабых» мест в раз-витии отдельных функций и сторон психики.

Однако для большей части детей (пассивных, безинициативных, вя-лых, невнимательных, неактивных) эта закономерность (низкий уровень познавательной мотивации — значит, нарушены семейные взаимоотно-шения) абсолютна.

Так что неудачниками наши дети не рождаются; взрослые помогают им стать такими! Поэтому сформировать у ребенка интерес к познанию, иссле-дованию, научить стать активным, ищущим и жаждущим познания мо-гут и должны сами родители прежде всего! И начинать здесь надо с восста-новления положительного эмоционального контакта родителей с ребенком. Важно, чтобы мать поняла: никакие занятия с репетиторами или школьными педагогами не могут заменить ребенку общения с ней. Конечно, внимательно анализируя свою стратегию воспитания, ищущие и стремящиеся помочь сво-ему ребенку родители могут и сами найти уязвимые места в контактах с ребен-ком и добиться их преодоления. Однако лучше это сделать в ходе консуль-тирования с практическим психологом и под его руководством. Восстановле-ние контакта с ребенком, насыщение его эмоциональными и прежде всего иг-ровыми моментами позволяют ненавязчиво вводить задачи познавательного характера и добиваться их решения. Ребенком, то есть контакт матери и ре-бенка продолжается, укрепляется и развивается на тонком соотношении и до-зировке личностных и познавательных задач, поддержании родителей иссле-довательской (познавательной) активности, одобрении попыток преодолеть трудности и т. д. Постепенно акцент перемещается на собственно познаватель-ные задачи, которые поначалу тесно слиты с игровыми и практическими. При-чем выполняются они при заинтересованном и доброжелательном отношении взрослого, всегда готового прийти на помощь ребенку. Надо особо подчерк-нуть, что, участвуя в такой работе, мамы получили огромное удовольствие от изменения своих взаимоотношений с ребенком: радовались его успехам, воз-никшим теплым, доверительным отношениям с малышом.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями во второй младшей логопедической группе Родительские собрания № Содержание работы Цель Сроки Участники 1 Организационное - Познакомить родителей с результатами логопедического.

Проект по экологическому воспитанию в средней группе В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)
Опубликовано: 18 января 2013 в 18:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сабанина (УИ 34957) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД