Елена Камышева
Фотоотчет «Маленьким детям — большие права»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по формированию правовой культуры дошкольников
“Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости”
(Г. Лихтенберг).
Защита прав - особая проблема государства и общества в целом.
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития.
Публикация «Фотоотчет „Маленьким детям — большие права“» размещена в разделах
Права и достоинства ребёнка защищает международное и российское законодательство.
В наше время огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Нашим детям предстоит стать гражданами демократической России, именно поэтому, воспитывая уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением дошкольника.
В МАДОУ «ДС №7 «Незабудка» создаются традиции по формированию правовой культуры дошкольников. Особое внимание уделяется формированию правовой культуры через участие в социально значимых делах и совместную творческую деятельность детей и взрослых.
Цель данной работы: формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей.
Задачи:
1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий дошкольников.
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов дошкольников.
3. Социально - педагогическая реабилитация дошкольников, находящихся в социально опасном положении.
4. Правовое просвещение родителей (законных представителей).
Обучение основам правовой культуры планируется через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.
Знакомя детей с правом на имя, отчество и фамилию в нашем детском саду проводились следующие мероприятия: создание книжек «О моем ребенке», игры «Расскажи, что означает твое имя?», «Подбери цветок к своему имени», «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай», знакомство с документом «свидетельство о рождении», беседа «Что в имени твоём?», чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой» Э. Успенский «Ты и твоё имя», Д/и «Ласковые имена», рисование «Мой автопортрет», ручной труд «Закладки с именем», консультация для родителей «Ценности семейного воспитания».
При знакомстве детей с правом жить и воспитываться в семье, проводилась следующая работа: создание картотеки пословиц и поговорок о семье, сюжетно – ролевая игра «Семья», чтение художественной литературы: сказка «Добрый волшебник», Г. Х. Андерсон «Гадкий утёнок», конкурс презентаций среди семей воспитанников «Хорошая семья – традициями полна», выставка работ «Герб моей семьи», аппликация «Генеалогическое древо», создание мультфильма «Дерево счастья» и многое другое.
При знакомстве с правом на образование, были проведены: игра «Школа моей мечты», беседа «Роль информации в современном мире», Просмотр мультфильмов: «Вовка в Тридевятом царстве», «Козлёнок, который умел считать до 10», С/р «Библиотека», «Школа», ручной труд «Реставрация книг».
Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения. Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения. И при знакомстве с правом на отдых и досуг были проведены следующие мероприятия: беседа «Как и зачем люди отдыхают», составление рассказов: «Мне хорошо, если у меня есть…», «Семейный отдых летом», чтение художественная литература: Е. Благинина «Мама спит, она устала», Э. Успенский «Я устала», Н. Носов «Рассказы», В. Драгунский «Денискины рассказы», С/р «Морское путешествие», «Турагентство», совместные походы с семьями воспитанников в кинотеатр и театр музыки.
Право на медицинскую помощь было освоено при помощи следующих мероприятий: беседы «Кто и как заботится о твоём здоровье», чтении сказки К. Чуковский «Айболит», экскурсии в медицинский кабинет ДОУ, опытно-исследовательской деятельности: «Проверка зрения», «Как бьётся твоё сердце», «Посчитаем пульс», «Открой ротик», с/р «Скорая помощь», «Я - врач», «Семья», аппликации «Машина «Скорая помощь», индивидуальных консультаций для родителей: «Здоровье моё и моей семьи», «Закаливание ребёнка».
При изучении Права на безопасные условия жизни прочитали и обсудили русскую народную сказку «Заюшкина избушка», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Про новый дом», Г. Ходаков «Моя Москва», «Страна, где мы живём», Е. Чарушин «Кто как живёт», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Три поросёнка», С/р «Путешествие по странам», «Строим дом»; ситуации «Бабушке стало плохо», «Чужой за дверью», а также многочисленные акции отряда ЮИД, провели консультацию для родителей «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая».
Право на полезное и качественное питание изучали при помощи «Разговора о правильном питании», экскурсии на кухню и с-р игры «Кафе».
Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, педагоги нашего сада начала знакомить детей с историей нашего города, его символикой, проводили экскурсии по городу, показывали видеофильмы.
Работа по формированию правовой культуры дошкольников позволила увидеть положительные результаты, дети стали более внимательны по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. У детей начали формироваться навыки поведенческих стратегий в различных жизненных ситуациях. Участие в мероприятиях взрослых повысило правовое самосознание родителей и педагогов. Вместе с тем необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он единица Вселенной.