Лариса Ковалева
Мастерская речевого творчества в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.
Выделяют следующие виды речевого творчества :
1. Пересказ.
2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.
Публикация «Мастерская речевого творчества в детском саду» размещена в разделах
Мастерская речевого творчества представляет собой предметно-развивающую среду, способствующую становлению, активизации и развитию речи детей, формированию культуры общения, подготовки к обучению грамоте.
«Мастерская речевого творчества» организована так, что каждый ребенок среднего, старшего и подготовительного возраста может найти игру или занятие, увлекательное именно для него. При этом дети могут заниматься как индивидуально, так и объединяться в группы по интересам для совместной деятельности.
«Мастерская речевого творчества» оборудована детскими рабочими столами и стульчиками, встроенными полками для хранения материалов и пособий, магнитными досками, телевизором, аудиоплеером.
В «Мастерской речевого творчества» детям предлагается широкий спектр игр и пособий самой разнообразной тематики. Назовем некоторые из них.
Расширению словарного запаса и кругозора, активизации речи способствуют наглядно-дидактические пособия серии «Расскажите детям» (изд-во «Мозаика-синтез», серия авторских игр Т. Барчан «О чем речь?».
Игры Т. Барчан «Словесный калейдоскоп», «Мысль бежит, слово догоняет» учат детей различать смысловые оттенки слов, подбирать синонимы и антонимы, знакомят с многозначными словами в русском языке.
Сочинение детьми рассказов, разыгрывание сценок по сюжетным картинкам (комплекты «Истории в картинках», изд-во «Весна-дизайн») развивают монологическую и диалогичную речь детей, их образное мышление и творческие способности, артистизм. А игра «Рифмочки-нерифмушки» (изд-во «Радуга») даже побуждает детей сочинять небольшие стихи, т. е. постигать поэтическую грамоту.
Запомнить буквы детям помогают буквари, азбуки (печатные и магнитные, настольная игра «Алфавит» серии «Учись, играя!» (автор О. Емельянова, развивающее лото «Сказочная азбука» (изд-во «Хатбер-пресс»). Дети с удовольствием конструируют буквы из гибких блестящих палочек-проволочек, выкладывают из ниточек, пишут на манке.
«Катая буквы на «Паровозике» (пособие изготовлено по материалам книги Е. Е. Барановой и О. К. Разумовской «Как научить ребенка читать») дети тренируются читать двух-трехбуквенные сочетания. Собирая картинки из карточек-пазлов в серии игр «Занимательные карточки/ Обучение грамоте» (изд-во «Айрис-пресс») дети в увлекательной форме закрепляют навык чтения слов, словосочетаний, предложений.
Дети старших и подготовительных групп, знакомые со звуковым анализом слов, часто для самостоятельных занятий выбирают игру «Прищепочки», с азартом разгадывают ребусы с буквами, расшифровывают слова, разгадывают кроссворды ( пособия: «Ребусы» изд-во «Весна-дизайн», «Буква потерялась, буква заблудилась» серии «Школа дошколят» и др.) и, таким образом, активно готовят себя к обучению грамоте в школе.
Развить фонетический слух детей, воспитать культуру устной речи помогает прослушивание аудиосказок, записей чтения детских произведений артистами. Просмотр коротких видеоматериалов (например, мультфильмов обучающего проекта «Пластилинки. Азбука», авт. С. Меринов) способствует развитию познавательного мышления воспитанников, стимулирует интерес и служит материалом для построения дальнейшей беседы.
Некоторые приёмы развития у детей речевого творчества :
1. Игры – беседы, развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память: «Представь, что ты снежинка», «Если бы я был паучком», «Я – осенний листочек», «Знаешь ли ты себя?», «Я – принцесса-лягушка».
2. Сочинение загадок, считалок: «Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять», «Сочини загадку».
3. Подбор к словам рифм (лед — мёд, гном — гром, антонимов (добрый – злой, здоровый – больной, прилагательных (мама – добрая, милая, нежная).
4. Сочинение сказок «наизнанку» — использовать этот приё м можно в различных вариантах:
Наличие обширного литературно – методического материала, наглядных пособий, книг и игрушек способствует наилучшему усвоению и закреплению курса программы.
Заметим, что перечисленные пособия, конечно же, составляют лишь небольшую часть материалов предметно-развивающей среды «Мастерская речевого творчества».