Роза Радзина
Материнский фольклор как средство благоприятной адаптации к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная с самого рождения, человеческий организм приспосабливается к условиям среды и обитания. В научной литературе приспособительные реакции человеческого организма и его психики к новым условиям жизни называются адаптацией.
Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой.
Публикация «Материнский фольклор как средство благоприятной адаптации к ДОУ» размещена в разделах
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Показателями успешности адаптации являются :
-настроение (благоприятный эмоциональный фон ребенка в течении дня);
-аппетит (малыш хорошо ест);
-сон (быстро засыпает, спит весь тихий час);
-активность в игре и речи;
-общение со взрослыми и сверстками (ребенок охотно общается, проявляет инициативу в общении).
Задача педагогов и родителей в этот непростой период – создать такие условия, для ребенка которые способствовали бы легкой и быстрой адаптации. Одним из методов успешно используемый в работе с малышами в период привыкания к детскому саду является фольклор.
История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Словесный фольклор - это специфическое искусство. Изначально оно существовало только в устной форме. Фольклорное произведение передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения.
Фольклор бытует как во взрослой, так и в детской среде. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказка.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше - потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него. Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.
Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, поддержания в часы бодрствования радостных эмоций для воспитания здорового, жизнерадостного и любознательного человека. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребенка в игру. Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходное положение между фольклором пестования и детским».
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор оказывает психофизи ческое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх.
Одним из важных условий адаптации детей является создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность.
Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между педагогами и детьми.
Малыши проявляют интерес к колыбельным песням, пестушкам, потешкам, они помогают «разговорить» детей, положительно влияют на эмоциональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Именно поэтому естественно использовать детский фольклор, особенно в период адаптации, включая во все режимные моменты жизни ребенка.
Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным.
Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения.
Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь.
Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движений, «забиваются» в уголок, уединяются. Поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки мы вызываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение,
Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:
Например:
Кашка из гречки. Варилась на печке,Варилась и прела,Чтобы Оля (Катя, Вера) ела.
Или:
Умница, Катенька (Наташенька, Сашенька,Ешь кашу сладеньку,Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую.
Таким образом, роль детского фольклора в адаптационный период чрезвычайно велика. Детские песенки, пестушки и потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Практика показывает, что каждому ребенку хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает педагога и малыша, особенно в период адаптации. В первые дни пребывания ребенка в детском саду многие дети отказываются от каких-либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Мы создаем у детей положительную установку на предстоящие режимные моменты с помощью потешек, песенок.
Например, при умы вании:
Водичка, водичка,Умой Лене личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели.
Обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс, сопровождая словами свои действия (закатываем рукава, намыливаем руки и смываем мыло, «отжимаем» руки и вытираем насухо полотенцем). Когда дети моют руки, сопровождаем их действия потешками.
Ай, лады, лады,Не боимся мы воды. Чисто умываемся,Ане улыбаемся.
Или:
В руки мыло мы возьмемИ водичкою польем. Моем руки чисто, чисто,Моем быстро, быстро, быстро. А потом лицо умыли,Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,На себя мы любовались.
Главное в адаптационный период – создать условия, предотвращающие возможность истощения детского организма, поскольку длительное бодрствование в коллективе приводит к накоплению утомления даже на фоне интересной организации жизни детей.
В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы поем колыбельные, используя имена детей.
Спи глазок, спи другой Я всегда буду с тобой. Глазки закрывай баю-бай»!
Процесс пробуждения детей также сопровождается чтением потешек, пестушек:
Вот проснулся петушок,Встала кисонькаОткрывай свои глазаНаша Лизонька!
В процессе работы часто приходится прибегать к импровизации и придумывать свои тексты, в основу которых положены фольклорные произведения,
например:
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась. Детки, просыпайтесь,С кроваток поднимайтесь.
Таким образом, мы используем фольклор для создания благоприятного микроклимата в группе, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния.
например:
Пальчики,пальчики,Девочки и мальчики. Дружно пальчики живут, Их по имени зовут:Этот пальчик Машенька,Этот пальчик Сашенька,Посередочке Сергей, А за ними Алексей,Ну а это Гришка,Гришка-шалунишка.
Родители заинтересовались данными играми и стали разучивать новые игры дома.
Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их. Использование произведений народного творчества в играх и повседневной деятельности, значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствуют его дальнейшему психическому и физическому развитию.