Получи документы

Материнский фольклор как средство благоприятной адаптации к ДОУ

Роза Радзина
Материнский фольклор как средство благоприятной адаптации к ДОУ

Начиная с самого рождения, человеческий организм приспосабливается к условиям среды и обитания. В научной литературе приспособительные реакции челове­ческого организма и его психики к новым условиям жизни называются адаптацией.

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Именно Ж. Пиаже в своей концепции впер­вые стал рассматривать взаимоотношения человека с соци­альной микросредой.

Публикация «Материнский фольклор как средство благоприятной адаптации к ДОУ» размещена в разделах

Успешность адаптации проявля­ется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Показателями успешности адаптации являются :

-настроение (благоприятный эмоциональный фон ребенка в течении дня);

-аппетит (малыш хорошо ест);

-сон (быстро засыпает, спит весь тихий час);

-активность в игре и речи;

-общение со взрослыми и сверс­тками (ребенок охотно общается, проявляет инициативу в общении).

Задача педагогов и родителей в этот непростой период – создать такие условия, для ребенка которые способствовали бы легкой и быстрой адаптации. Одним из методов успешно используемый в работе с малышами в период привыкания к детскому саду является фольклор.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Словесный фольклор - это специфическое искусство. Изначально оно существовало только в устной форме. Фольклорное произведение передавалось из уст в уста, в процес­се передачи видоизменялось, появ­лялись варианты одного и того же произведения.

Фольклор бытует как во взрос­лой, так и в детской среде. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказка.

Таким образом, детский фольк­лор представляет собой специфиче­скую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систе­му поэтических и музыкально-поэти­ческих жанров фольклора.

Поэзия пестования - удивитель­но тонкий и гибкий инструмент на­родной педагогики. Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше - по­тешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него. Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной на­родной педагогики, простейшие уро­ки поведения и отношений с окружа­ющим миром.

Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, под­держания в часы бодрствования ра­достных эмоций для воспитания здо­рового, жизнерадостного и любозна­тельного человека. Потеш­ки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ре­бенка в игру. Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые за­нимают переходное положение меж­ду фольклором пестования и дет­ским».

Произведения устного народного творчества имеют огромное познава­тельное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор оказывает психофизи­ ческое воздействие на ребенка: вызы­вает радостные эмоции, координиру­ет движения малыша, учит преодоле­вать страх.

Одним из важных условий адап­тации детей является создание эмоционально бла­гоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя ком­фортно и защищено, проявляет активность.

Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; уста­новлению открытых, доверительных отношений между педагогами и де­тьми.

Малыши проявляют интерес к ко­лыбельным песням, пестушкам, по­тешкам, они помогают «разговорить» детей, положительно влияют на эмо­циональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Именно поэтому естественно использовать детский фольклор, особенно в пери­од адаптации, включая во все режим­ные моменты жизни ребенка.

Пестушки и потешки, сопровож­дающие игровые движения, являются прекрасным посредником для уста­новления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих пере­живаниях, то в таких играх все стано­вится возможным.

Проигрывая раз­личные ситуации с помощью движе­ний рук, тела, ребенок освобождается от напряжения.

Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызыва­ют у них радость. С помощью пальчи­ковых игр у ребенка не только разви­вается мелкая моторика, но и речь.

Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состо­яния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движе­ний, «забиваются» в уголок, уединя­ются. Поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки мы вы­зываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение,

Удачно подобранная потешка по­могает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

Например:

Кашка из гречки. Варилась на печке,Варилась и прела,Чтобы Оля (Катя, Вера) ела.

Или:

Умница, Катенька (Наташенька, Сашенька,Ешь кашу сладеньку,Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую.

Таким образом, роль детского фольклора в адаптационный период чрезвычайно велика. Детские песенки, пестушки и потешки повышают эмоци­ональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отноше­ний, а постепенное вовлечение ребен­ка в новую среду, правильно органи­зованные систематические и плано­мерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают не­прерывный подъем в развитии воз­можностей и способностей личности.

Практика показывает, что каждому ре­бенку хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает педагога и малы­ша, особенно в период адап­тации. В первые дни пребывания ребенка в детском саду многие дети отказываются от каких-либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Мы создаем у детей положительную установку на предстоящие режимные мо­менты с помощью потешек, песенок.

Например, при умы­ вании:

Водичка, водичка,Умой Лене личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели.

Обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс, со­провождая словами свои действия (закатываем рукава, намыливаем руки и смываем мыло, «отжимаем» руки и вытираем насухо полотен­цем). Когда дети моют руки, сопро­вождаем их действия потешками.

Ай, лады, лады,Не боимся мы воды. Чисто умываемся,Ане улыбаемся.

Или:

В руки мыло мы возьмемИ водичкою польем. Моем руки чисто, чисто,Моем быстро, быстро, быстро. А потом лицо умыли,Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,На себя мы любовались.

Главное в адаптационный пери­од – создать условия, предотвраща­ющие возможность истощения дет­ского организма, поскольку дли­тельное бодрствование в коллективе приводит к накопле­нию утомления даже на фоне инте­ресной организации жизни детей.

В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы поем колыбельные, используя имена детей.

Спи глазок, спи другой Я всегда буду с тобой. Глазки закрывай баю-бай»!

Процесс пробуждения детей также сопровождается чтением поте­шек, пестушек:

Вот проснулся петушок,Встала кисонькаОткрывай свои глазаНаша Лизонька!

В процессе работы часто прихо­дится прибегать к импровизации и придумывать свои тексты, в основу которых положены фольклорные произведения,

например:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась. Детки, просыпайтесь,С кроваток поднимайтесь.

Таким образом, мы используем фольклор для создания благоприятного микроклимата в группе, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, которые спо­собствуют снятию напряже­ния, стабилизации эмоцио­нального состояния.

например:

Пальчики,пальчики,Девочки и мальчики. Дружно пальчики живут, Их по имени зовут:Этот пальчик Машенька,Этот пальчик Сашенька,Посередочке Сергей, А за ними Алексей,Ну а это Гришка,Гришка-шалунишка.

Родители заинте­ресовались данными играми и стали разучивать новые игры дома.

Простота и мелодичность звуча­ния пестушек, потешек помогают детям запомнить их. Использование произведений народ­ного творчества в играх и повседнев­ной деятельности, значительно обо­гащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не толь­ко облегчить процесс адаптации ре­бенка к детскому саду, но и способст­вуют его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Один из приёмов для формирования благоприятной эмоциональной среды в группе «Волшебный пенёк»Один из приёмов для формирования благоприятной эмоциональной среды в группе «Волшебный пенёк» Прием «Волшебный пенёк» возник стихийно. В школе мы идем по пути анализа, тренинга. Приемов очень много известных для установления благоприятной.

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей» Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ» Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив.

Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор» Не бывает детства без игр, и не бывает детства без считалок, закличек, дразнилок, мирилок. Дома во дворе, на детских площадках, и даже.

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы Запомните:от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого сугубо.

Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализацииПрактика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации Формирование благоприятной эмоционально-развивающей среды начинается с реализации эмоционально-поддерживающего компонента, как залога построения.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материнский фольклор как средство благоприятной адаптации к ДОУ
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 12:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД