МААМ-картинки

Место игры в развитии личности ребенка

Наталья Селёдкина
Место игры в развитии личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

«Место игры в развитии личности ребёнка»

Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми

Публикация «Место игры в развитии личности ребенка» размещена в разделах

Например, в игре формируется такое качество, как саморегуляция действий ребенка с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает его существенным образом интеллектуальную среду, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижения общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это особенно важно поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественного продукта.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Результаты наблюдений, изучения детских игр, организованных взрослыми, приводят к следующим выводам.

Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву заданному ребенку взрослым с помощью предмета – игрушки, она представляет собой предметно – игровую деятельность. Ее содержание представляет действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.

Следующий этап игровой деятельности получил названия отобразительной игры, в которой отдельные предметы и специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета.

Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственной предметной деятельности.

В условиях содержательного общения со взрослым ребенок практически узнает название и целевое назначение предмета, это новое знание он и переносит в игру.

На рубеже 1 и 2 года жизни развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. До этого времени игра практически совпала по своему действенному содержанию с предметной деятельностью, расходясь с ней лишь по мотиву и предполагаемому результату действий.

Теперь различия начинают проявляться в способах действий – наступает следующий этап развития игры : сюжетно-отобразительный, зарождаются постепенно предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Способность к ролевому поведению в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и, что особенно важно, благодаря пониманию ребенком назначения предмета.

Содержание игровой деятельности детей на этапе развития ролевой игры противоречиво. В психологическом ядре ролевой игры возникает противоречие между стремлением реализовать те или иные игровые действия и знаниями, опытом детей. Если партнеры по игре не обладают достаточным объемом знаний, то игра ломается. Можно предположить, что из-за этого противоречия рождается потребность в приобретении знаний, источник которых – взрослые люди;

В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры в деле всестороннего воспитания детей. Хорошая игра – действительное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное ее формирование, с учетом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребенка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре ставится просто механическим. Чтобы добиться игры подлинной, эмоциональной, насыщенной, необходимо поэтапное руководство.

Рассмотрим подробное содержание метода комплексного руководства направленного на формирование игровой деятельности.

1. Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, чтения книг, и. т. д.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для вычленения главного в потоке информации, для усвоения способов воспроизводимых в игре действительности используются обучающие игры (дидактические и театрализованные). Обучающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта во время естественного общения.

3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного опыта необходимо общение со взрослыми во время игрового процесса.

Все компоненты комплексного руководства важны и взаимосвязаны при работе с детьми различного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном этапе возрастного развития позволяет идти дальше, учитывал новые возможности воспитанников.

Содержание игры, нацеленное раннее на выявление назначения предметов, переходит в план отражения ролевых взаимодействий людей, т. е. начинается сюжетно-ролевая игра. На более высоком уровне развития игры наблюдается отражение общественно-трудовых отношений людей, т. е. продолжает меняться мотив игры и ее содержание.

Сюжетные игры оказывают влияние на эстетическое воспитание, которое обеспечивается подбором игрушек, атрибутов, помещений. Немаловажное значение имеет и сама эстетика содержания игр.

Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития однако только сюжетно-ролевой игры не могут обеспечить всех задач всестороннего воспитания. Это может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в воспитательном процессе разных видов игр.

Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры нацеленные на физическое воспитание (подвижные, умственное (дидактические и сюжетные, и. т. д.

Все виды можно объединить в 2-е большие группы, которые отличаются степенью участия взрослого, а так же различными средствами детской активной.

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (в случае сформированности игровой деятельности) носит активный, творческий характер.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослые сообщают ребенку условия игры, дает фиксированную программу действий. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения.

Активность детей в обучающих играх носит репродуктивный характер.

К этой группе игр относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры – драматизации, игры-развлечения.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания…»

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе

Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми

Например, в игре формируется такое качество, как саморегуляция действий ребенка с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает его существенным образом интеллектуальную среду, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижения общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это особенно важно поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественного продукта.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Результаты наблюдений, изучения детских игр, организованных взрослыми, приводят к следующим выводам.

Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву заданному ребенку взрослым с помощью предмета – игрушки, она представляет собой предметно – игровую деятельность. Ее содержание представляет действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.

Следующий этап игровой деятельности получил названия отобразительной игры, в которой отдельные предметы и специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета.

Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственной предметной деятельности.

В условиях содержательного общения со взрослым ребенок практически узнает название и целевое назначение предмета, это новое знание он и переносит в игру.

На рубеже 1 и 2 года жизни развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. До этого времени игра практически совпала по своему действенному содержанию с предметной деятельностью, расходясь с ней лишь по мотиву и предполагаемому результату действий.

Теперь различия начинают проявляться в способах действий – наступает следующий этап развития игры : сюжетно-отобразительный, зарождаются постепенно предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Способность к ролевому поведению в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и, что особенно важно, благодаря пониманию ребенком назначения предмета.

Содержание игровой деятельности детей на этапе развития ролевой игры противоречиво. В психологическом ядре ролевой игры возникает противоречие между стремлением реализовать те или иные игровые действия и знаниями, опытом детей. Если партнеры по игре не обладают достаточным объемом знаний, то игра ломается. Можно предположить, что из-за этого противоречия рождается потребность в приобретении знаний, источник которых – взрослые люди;

В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры в деле всестороннего воспитания детей. Хорошая игра – действительное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное ее формирование, с учетом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребенка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре ставится просто механическим. Чтобы добиться игры подлинной, эмоциональной, насыщенной, необходимо поэтапное руководство.

Рассмотрим подробное содержание метода комплексного руководства направленного на формирование игровой деятельности.

1. Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, чтения книг, и. т. д.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для вычленения главного в потоке информации, для усвоения способов воспроизводимых в игре действительности используются обучающие игры (дидактические и театрализованные). Обучающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта во время естественного общения.

3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного опыта необходимо общение со взрослыми во время игрового процесса.

Все компоненты комплексного руководства важны и взаимосвязаны при работе с детьми различного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном этапе возрастного развития позволяет идти дальше, учитывал новые возможности воспитанников.

Содержание игры, нацеленное раннее на выявление назначения предметов, переходит в план отражения ролевых взаимодействий людей, т. е. начинается сюжетно-ролевая игра. На более высоком уровне развития игры наблюдается отражение общественно-трудовых отношений людей, т. е. продолжает меняться мотив игры и ее содержание.

Сюжетные игры оказывают влияние на эстетическое воспитание, которое обеспечивается подбором игрушек, атрибутов, помещений. Немаловажное значение имеет и сама эстетика содержания игр.

Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития однако только сюжетно-ролевой игры не могут обеспечить всех задач всестороннего воспитания. Это может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в воспитательном процессе разных видов игр.

Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры нацеленные на физическое воспитание (подвижные, умственное (дидактические и сюжетные, и. т. д.

Все виды можно объединить в 2-е большие группы, которые отличаются степенью участия взрослого, а так же различными средствами детской активной.

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (в случае сформированности игровой деятельности) носит активный, творческий характер.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослые сообщают ребенку условия игры, дает фиксированную программу действий. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения.

Активность детей в обучающих играх носит репродуктивный характер.

К этой группе игр относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры – драматизации, игры-развлечения.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания…»

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе

Публикации по теме:

«Партнерство семьи и детского сада в развитии личности ребенка посредством совместного творчества в студии «Театрошка»«Партнерство семьи и детского сада в развитии личности ребенка посредством совместного творчества в студии «Театрошка» Студия детского творчества «Театрошка» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных.

Дидактические игры в развитии ребенка Консультация для родителей «Дидактические игры в развитии ребенка» Воспитатель:Мешанина И. А. МДОУ «КУлицкий детский сад» 2016.

Консультация «Роль игры в развитии личности ребенка» Игра - это не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Само.

Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.

Роль игры в развитии ребенка Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В процессе игры развиваются духовные.

Роль игры в развитии ребенка Игра – неотъемлемая часть жизни любого ребенка. С помощью игры он познает мир, учиться общаться с окружающим, приобретает новые знания и.

Роль отца в развитии личности ребенка Цель: развитие интереса у пап к вопросам воспитания и развития своих детей, приобщение их к этому процессу. Ход проведения гостиной - Здравствуйте,.

Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в.

Роль семьи в развитии личности ребенка Принято считать, что основным институтом воспитания человека, начиная с его рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была.

ДОУ и семья — партнёры в развитии личности ребенка дошкольного возраста На территории нашей страны Российской Федерации (РФ) проживает огромное количество семей. Все семьи различны между собой, как национальностью,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Место игры в развитии личности ребенка
Опубликовано: 17 сентября 2016 в 21:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Место игры в развитии личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Селёдкина (УИ 230882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД