Папки-передвижки

«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи».

Светлана Ларькина
«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи».
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Причинами этого роста являются:

* Общая соматическая ослабленность детей;

* Увеличение нарушений перинатального развития детей;

* Педагогическая некомпетентность родителей;

* Эмоциональная депривация в семье.

Публикация «„Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи“,» размещена в разделах

Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Это является важнейшей задачей логопеда, так как монологическая речь характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.

Учёными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи.

Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина – наглядность.

Второй, по мнению Л. С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Моделирование состоит из следующих этапов:

- усвоение и анализ сенсорного материала;

- перевод его на знаково–символический язык;

- работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

- знакомство с графическим способом представления информации;

- развитие умения дешифровки модели;

- формирование навыка самостоятельного моделирования.

В качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера:

* геометрические фигуры;

* символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

* планы и условные обозначения, используемые в них;

* контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

и многое другое.

Метод наглядного моделирования направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

* Фонетическую

* Грамматическую

* Лексическую

* Развитие связной речи.

Игры и упражнения.

При нарушениях слоговой структуры слова.

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить со слоговой схемой.

«Рисуем слова»

Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.

Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они хлопнут в ладоши.

Дом, ка-ша, ба-ра-бан и т. д.

«Пирамида»

Дети учатся делить слова на слоги.

Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее – с одним слогом, на среднее – с двумя слогами, на верхнее – с тремя.

«Найди своё место»

Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить со схемой.

При формировании лексико-грамматического строя речи.

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

«Подбери действия»

Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету

По три шага прошагать-

По три действия назвать:

Как с игрушками играть?

«Кто куда закинул мячик?»

Дошкольникам предлагается назвать и соотнести предлоги со схемой

«Весёлый мяч»

Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.

Вот играет Буратино

В мячик весело с Мальвиной.

Ты,дружок, реши задачу:

Кто куда закинул мячик?

«Поезд»

Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их.

Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку.

При подготовке к обучению грамоте

Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:

- познакомить детей с понятием «слово» и его протяжённостью;

- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твёрдые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

- отработать навык послогового чтения.

«Спичка – ватка»

Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами (спичкой – ваткой)

«Весёлый поезд»

Дети учатся определять место звука в слове и соотносить их со схемой.

Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где находится заданный звук в слове, а также в каком вагоне «поедет» картинка.

«Куда перелетела бабочка?»

Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке схеме с помощью бабочки.

Дошкольникам предлагается карточка, разделённая на три части и бабочка. Логопед называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: звук в начале слова – в первый квадрат, в середине слова – во второй, в конце слова – в третий квадрат.

При обучении связной речи

В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

- пересказ;

- составление рассказов по картине и серии картин;

- описательный рассказ;

- творческий рассказ.

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует :

- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями, передачи события при помощи заместителей;

- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними объединять их в один сюжет;

- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

- обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

«Загадки-описания»

Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.

Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.

Живое

Форма – овальная

Величина – большая

Цвет – рыжий

Мех – пушистый

Живёт – в норе

«Рассказы по модели»

О дарах осени

Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О дарах осени»

Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечки до плода.

План рассказа:

- семечко;

- способы ухода;

- всходы;

- плоды.

«Доскажи сказку»

Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказки; что происходило до и после события, нарисованного художником. Предлагается рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке, объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать сказки.

«Волшебные картинки»

Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но ицелые тексты. Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки и пересказать услышанное.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника» Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным,.

Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников»Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников» К. Д. Ушинский:«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов.

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» • Проект: долгосрочный • Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Использование метода наглядного моделирования Соловьева Дарья Юрьевна Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи».
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 17:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи».» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ларькина (УИ 937410) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД