Получи документы

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи

Светлана Ретивых
Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи

Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с тяжелыми речевыми расстройствами обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) создает дополнительные трудности в овладении связной монологической речи.

Публикация «Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, состоит из предложений и содержит разную информацию (короткое сообщение, рассуждение, рассказ). Из опыта работы могу заметить, что при составлении старшими дошкольниками рассказов отмечается нарушение связности и последовательности изложения (пропуск, перестановка членов последовательности и т. д.)

Результаты исследования детской речи психологами, педагогами, лингвистами, такими как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин и другими подтверждают и мои наблюдения.

Исходя из этого, в своей работе с детьми я посчитала целесообразным применение наглядного моделирования. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. В логопедической работе с детьми я стала составлять и применять на практике картинно-графические планы. Они могут включать в себя стилизованные изображения разных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов и др. Перед ребенком возникает не строчка слов, а специально подобранные карточки-слова.

На начальном этапе я применяю наглядные модели в логопедических играх и игровых упражнениях. Это позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать грамматический строй речи.

На втором этапе я использую наглядно-графическую запись словосочетаний (карточки-слова) : предмет и действие, где действие представлено в виде стрелки или предмет и признак, где признак представлен волнистой линией. Дети подбирают к предмету различные действия, или признаки. Далее словосочетание встраиваются в конструкцию простого предложения. Таким образом, предложения можно распространять разными второстепенными членами.

На третьем этапе дети учатся объединять предложения в короткие рассказы, в которых каждая строка предложения обозначает отдельную мысль, и, в тоже время, отражает систему предметных отношений в рассказе. У детей формируется осознание смысловой связи предложений в рассказе, развивается осознанный контроль за собственной речью.

Наиболее эффективными являются рассказы описательного характера. Описание предмета состоит из трех, четырех фраз и включает его название, перечисление основных его признаков, отличительных свойств, назначение предмета. Детям предлагается перед составлением описания сказать, о чем они будут говорить, используя ранее усвоенную схему. По мере усвоения навыка описания, можно включить описание предмета по памяти. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления. Это рассказы по аналогии; придумывание продолжения рассказа; рассказы на предложенную тему.

При планировании логопедической работы с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, я учитываю принцип тематической взаимосвязи. Он предусматривает сочетание занятий по различным видам рассказывания по той или иной тематике. Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. Воспитатель проводит подготовительную работу (беседы, чтение литературы и т. д.).

Используя научно-методические рекомендации, я подобрала и систематизировала практический материал, использовала его при обучении и построении развернутого высказывания. Тем самым, формирую у детей элементарные знания о структуре высказывания, о способах связи между предложениями. Это воздействие в значительной степени повысило уровень сформированности связной речи у детей с ОНР.

Таким образом, в работе детьми старшего возраста, имеющими общее недоразвитие речи, использование наглядного моделирования оказывает положительную роль в формировании речи и готовности детей к успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Одним из основных.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Комплексно-тематическое планирование в младшей группе у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) по Н. В. Нищевой № Месяц Лексическая тема Задачи Форма проведения Методическое оснащение и дидактческий материал Литература (Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых.

Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет)Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет) .

Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси.

Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи Одним из наиболее сложных чувств, содержанием которого является любовь к отчизне и гордость за ее достижения и культуру, является патриотизм.

Познавательный проект на тему «Животные жарких стран» в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.Познавательный проект на тему «Животные жарких стран» в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Познавательный проект «Животные жарких стран» Проект: средней продолжительности, групповой. Цель проекта: предполагает знакомство детей.

Спортивное развлечение в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Будь здоров, малыш!» Спортивное развлечение для детей компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе №5 (Спиридонова В.

Влияние метода наглядного моделирования на развитие монологической речи детей дошкольного возраста. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Красивая, правильная речь.

Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок» Цель: 1) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч – щ) изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи. 2) Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 11:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД