МААМ-картинки

Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи

Юлия Залесская
Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из наиболее сложных чувств, содержанием которого является любовь к отчизне и гордость за ее достижения и культуру, является патриотизм.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, имеющих нарушения в развитии речи - одна из сторон единого воспитательного процесса, направленного на формирование любви к Родине.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Известно, что детей с речевой патологией в последние годы становится все больше. Они не имеют языкового чутья, у них не сформирована способность к построению развернутого высказывания, затруднен выбор языковых средств. Помимо недостатков когнитивно-речевой деятельности, отмечается значительное отставание в темпах психологического, интеллектуального и личностного развития.

Тематика НОД, связанная с патриотическим воспитанием, может служить основой для обогащения словарного запаса слов, формирования навыков правильного употребления грамматических категорий, развития связной речи.

Базовым этапом формирования у детей с ОНР любви к Родине следует считать накопление ими знаний о своем крае, приобщение к миру культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек, и поэтому у ребенка необходимо воспитывать желание узнать больше об истории своего города и его географических, исторических, культурных особенностях. С этой целью был разработан проект «Азбука Екатеринбурга».

Цель: обогатить знания о городе Екатеринбурге, воспитывать чувство гордости за родной город.

Задачи:

- расширить объем словаря, уточнить значения слов, актуализировать в речи новые слова

- развить грамматический строй речи и связную монологическую речь при составлении связного высказывания

- создать содержательные и организационные условия для привлечения родителей к коррекционно-развивающей работе

- познакомить дошкольников с историческими и культурными ценностями города

- способствовать развитию интереса к традициям и промыслам народов Урала

- воспитать чувство ответственности и гордости за достижения города

Проект реализовывался в течении двух лет (старшая, подготовительная группы).

Этапы проведения проекта:

I этап – проектировочный (создание мотивации, определение цели и задач проекта, сроков, знакомство участников проекта с планом работы)

II этап работы – практический (сбор информации, подготовка и оформление сообщений, презентация работ).

III этап работы – заключительный (оценка и анализ достигнутых результатов).

Содержание работы: Продолжительность первого этапа работы составила один год (старшая группа). За этот период совместно с воспитателями группы были сформированы первоначальные представления об Урале, истории возникновения и развития города, народных промыслах и традициях. Были разработаны конспекты ООД (по теме «Мой город», «Улица на которой я живу», проведены беседы, организованы экскурсии (на площадь Субботников, в Музей камнерезного и ювелирного искусства, в Дом-музей П. П. Бажова, в Дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка и др.)

Накопленные знания стали базой для проведения основного (практического) этапа реализации проекта.

Второй этап осуществлялся в подготовительной к школе группе (1 год).

Параллельно с изучением звука на логопедических занятиях дети представляли свои проекты о достопримечательностях, жителях и памятных местах города Екатеринбурга и Урала, названия которых начинаются на изучаемый звук. Например, при изучении звука [М] был представлен доклад о метеостанции, расположенной в городе Екатеринбурге. На занятии ребята также узнали, что в мире существует четыре всемирных метеорологических центра, один из которых расположен в столице нашей страны – Москве.

Материал для выступлений подбирали родители совместно с детьми при организующей помощи логопеда. О большой заинтересованности со стороны семей воспитанников к данной работе говорит тот факт, что родители чаще сами предлагали темы для выступлений и активно принимали участие в поиске информации и интересных материалов. Большое внимание уделялось со стороны родителей к уровню сложности и актуальности предлагаемого материала для детей группы, а так же соответствию темы и возможностей его понимания и изложения своим ребенком. Этот факт подтверждает активную заинтересованность родителей, их осведомленность и желание участвовать в коррекционно-образовательном процессе.

Инициативность и творчество проявляли семьи при подготовке своих докладов. При изучении звука [Б] был представлен доклад, в котором говорилось сразу о нескольких значимых для жителей города, области и страны фактах – П. П. Бажове – знаменитом уральском сказочнике, ботаническом саде – площадке для научного изучения и сохранения флоры Урала, больнице № 1 (Областной клинической больнице № 1) – крупнейшем медицинском центре Уральского региона, в котором проводят сложнейшие операции, в том числе по пересадке сердца.

Большая заинтересованность и увлеченность данным проектом была проявлена детьми. Это подтвердила сложившаяся на занятии ситуация. Детям было сказано, что не существует объектов на Урале и, в частности, в городе Екатеринбурге, названия которых начинаются на звук [Ы]. Один из воспитанников в последствии представил самостоятельно подготовленный проект о городе Ыб - самом древнем населённом пункте на территории России (из начинающихся на звук «Ы»). Село известно с 1586 года. Не смотря на то, что этот город расположен далеко за пределами Свердловской области, проявленная инициатива лишь подтверждает большую вовлеченность воспитанников и их семей в поисковую деятельность.

На заключительном этапе работы была проведена оценка и анализ итогов работы.

Результаты проведенной работы:

- приобщение дошкольников к историческим и культурным ценностям города;

- обогащение лексического запаса, уточнение и активизация в словаре новых слов отмечено у 93 % воспитанников;

- совершенствование грамматического строя речи и связной монологической речи в ходе составления связного высказывания о достопримечательностях города наблюдается у 73 % детей;

- привлечение 100 % семей воспитанников в коррекционно-развивающую работу как активных и равноправных участников образовательных отношений;

- развитие интереса к традициям и промыслам народов Урала отслеживается у 47 % детей;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения города наблюдается у 34 % .

Публикации по теме:

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Одним из основных.

Групповой образовательный проект «Мы играем и читаем» в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 6–7 лет Групповой образовательный проект «Мы играем и читаем» Группа комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну знаний» «Путешествие в страну знаний» Цель: выявить уровень подготовленности детей к школе. Программное содержание: 1. Обучение умению работать.

Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет)Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет) .

Проект «Буквы гласные мы знаем, без труда их называем» в группе для детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речиПроект «Буквы гласные мы знаем, без труда их называем» в группе для детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи Проект «Буквы гласные мы знаем, без труда их различаем» группа № 6 комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями.

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение) 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы 3. Комплексно-тематическое планирование 4. Взаимодействиеучителя-логопеда.

Рабочая программаучителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (I часть) Содержание. I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка….3 1.1. Нормативно – правовая база….3.

Спортивное развлечение в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Будь здоров, малыш!» Спортивное развлечение для детей компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе №5 (Спиридонова В.

Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок» Цель: 1) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч – щ) изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи. 2) Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 14 июня 2016 в 14:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Залесская (УИ 650214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД