МААМ-картинки

Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи

Юлия Залесская
Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи

Одним из наиболее сложных чувств, содержанием которого является любовь к отчизне и гордость за ее достижения и культуру, является патриотизм.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, имеющих нарушения в развитии речи - одна из сторон единого воспитательного процесса, направленного на формирование любви к Родине.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Известно, что детей с речевой патологией в последние годы становится все больше. Они не имеют языкового чутья, у них не сформирована способность к построению развернутого высказывания, затруднен выбор языковых средств. Помимо недостатков когнитивно-речевой деятельности, отмечается значительное отставание в темпах психологического, интеллектуального и личностного развития.

Тематика НОД, связанная с патриотическим воспитанием, может служить основой для обогащения словарного запаса слов, формирования навыков правильного употребления грамматических категорий, развития связной речи.

Базовым этапом формирования у детей с ОНР любви к Родине следует считать накопление ими знаний о своем крае, приобщение к миру культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек, и поэтому у ребенка необходимо воспитывать желание узнать больше об истории своего города и его географических, исторических, культурных особенностях. С этой целью был разработан проект «Азбука Екатеринбурга».

Цель: обогатить знания о городе Екатеринбурге, воспитывать чувство гордости за родной город.

Задачи:

- расширить объем словаря, уточнить значения слов, актуализировать в речи новые слова

- развить грамматический строй речи и связную монологическую речь при составлении связного высказывания

- создать содержательные и организационные условия для привлечения родителей к коррекционно-развивающей работе

- познакомить дошкольников с историческими и культурными ценностями города

- способствовать развитию интереса к традициям и промыслам народов Урала

- воспитать чувство ответственности и гордости за достижения города

Проект реализовывался в течении двух лет (старшая, подготовительная группы).

Этапы проведения проекта:

I этап – проектировочный (создание мотивации, определение цели и задач проекта, сроков, знакомство участников проекта с планом работы)

II этап работы – практический (сбор информации, подготовка и оформление сообщений, презентация работ).

III этап работы – заключительный (оценка и анализ достигнутых результатов).

Содержание работы: Продолжительность первого этапа работы составила один год (старшая группа). За этот период совместно с воспитателями группы были сформированы первоначальные представления об Урале, истории возникновения и развития города, народных промыслах и традициях. Были разработаны конспекты ООД (по теме «Мой город», «Улица на которой я живу», проведены беседы, организованы экскурсии (на площадь Субботников, в Музей камнерезного и ювелирного искусства, в Дом-музей П. П. Бажова, в Дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка и др.)

Накопленные знания стали базой для проведения основного (практического) этапа реализации проекта.

Второй этап осуществлялся в подготовительной к школе группе (1 год).

Параллельно с изучением звука на логопедических занятиях дети представляли свои проекты о достопримечательностях, жителях и памятных местах города Екатеринбурга и Урала, названия которых начинаются на изучаемый звук. Например, при изучении звука [М] был представлен доклад о метеостанции, расположенной в городе Екатеринбурге. На занятии ребята также узнали, что в мире существует четыре всемирных метеорологических центра, один из которых расположен в столице нашей страны – Москве.

Материал для выступлений подбирали родители совместно с детьми при организующей помощи логопеда. О большой заинтересованности со стороны семей воспитанников к данной работе говорит тот факт, что родители чаще сами предлагали темы для выступлений и активно принимали участие в поиске информации и интересных материалов. Большое внимание уделялось со стороны родителей к уровню сложности и актуальности предлагаемого материала для детей группы, а так же соответствию темы и возможностей его понимания и изложения своим ребенком. Этот факт подтверждает активную заинтересованность родителей, их осведомленность и желание участвовать в коррекционно-образовательном процессе.

Инициативность и творчество проявляли семьи при подготовке своих докладов. При изучении звука [Б] был представлен доклад, в котором говорилось сразу о нескольких значимых для жителей города, области и страны фактах – П. П. Бажове – знаменитом уральском сказочнике, ботаническом саде – площадке для научного изучения и сохранения флоры Урала, больнице № 1 (Областной клинической больнице № 1) – крупнейшем медицинском центре Уральского региона, в котором проводят сложнейшие операции, в том числе по пересадке сердца.

Большая заинтересованность и увлеченность данным проектом была проявлена детьми. Это подтвердила сложившаяся на занятии ситуация. Детям было сказано, что не существует объектов на Урале и, в частности, в городе Екатеринбурге, названия которых начинаются на звук [Ы]. Один из воспитанников в последствии представил самостоятельно подготовленный проект о городе Ыб - самом древнем населённом пункте на территории России (из начинающихся на звук «Ы»). Село известно с 1586 года. Не смотря на то, что этот город расположен далеко за пределами Свердловской области, проявленная инициатива лишь подтверждает большую вовлеченность воспитанников и их семей в поисковую деятельность.

На заключительном этапе работы была проведена оценка и анализ итогов работы.

Результаты проведенной работы:

- приобщение дошкольников к историческим и культурным ценностям города;

- обогащение лексического запаса, уточнение и активизация в словаре новых слов отмечено у 93 % воспитанников;

- совершенствование грамматического строя речи и связной монологической речи в ходе составления связного высказывания о достопримечательностях города наблюдается у 73 % детей;

- привлечение 100 % семей воспитанников в коррекционно-развивающую работу как активных и равноправных участников образовательных отношений;

- развитие интереса к традициям и промыслам народов Урала отслеживается у 47 % детей;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения города наблюдается у 34 % .

Публикации по теме:

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Одним из основных.

Групповой образовательный проект «Мы играем и читаем» в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 6–7 лет Групповой образовательный проект «Мы играем и читаем» Группа комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну знаний» «Путешествие в страну знаний» Цель: выявить уровень подготовленности детей к школе. Программное содержание: 1. Обучение умению работать.

Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет)Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет) .

Проект «Буквы гласные мы знаем, без труда их называем» в группе для детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речиПроект «Буквы гласные мы знаем, без труда их называем» в группе для детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи Проект «Буквы гласные мы знаем, без труда их различаем» группа № 6 комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями.

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение) 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы 3. Комплексно-тематическое планирование 4. Взаимодействиеучителя-логопеда.

Рабочая программаучителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (I часть) Содержание. I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка….3 1.1. Нормативно – правовая база….3.

Спортивное развлечение в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Будь здоров, малыш!» Спортивное развлечение для детей компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе №5 (Спиридонова В.

Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок» Цель: 1) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч – щ) изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи. 2) Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 14 июня 2016 в 14:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД