Папки-передвижки

Групповой образовательный проект «Мы играем и читаем» в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 6–7 лет

Ольга Деева
Групповой образовательный проект «Мы играем и читаем» в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 6–7 лет

Групповой образовательный проект «Мы играем и читаем»

Группа комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Учитель-логопед вкк: Деева О. А.

Обоснование выбора темы

Дети с ОНР испытывают трудности при овладении навыками письма и чтения. Всё это вызывает необходимость использования в нашей работе не только традиционных приёмов, но и поиску новых современных методик коррекционной работы. Кроме недостаточного речевого развития, для детей характерны следующие проблемы психического и интеллектуального развития:

Публикация «Групповой образовательный проект „Мы играем и читаем“ в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 6–7 лет» размещена в разделах

• Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.

• Задержка развития мелкой моторики рук.

• Недостаточно развитое внимание.

• Недостаточно развитая произвольность.

Нарушение формирования учебной мотивации.

• Проблемы эмоционально-личностного развития.

• Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

• Высокая утомляемость.

Все это предполагает необходимость использования приемов совершенствования навыков чтения, предупреждение дислексии (Дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением)

Участники проекта

Дети 6 - 7 лет с ОНР группы компенсирующей направленности № 6 для детей, учитель-логопед Деева ОА, воспитатель: Алексеева ТП, родители.

Проект длительный, рассчитан на 2 период обучения.

Цель: Создание условий для расширения представлений о звуках и буквах. Повышение познавательного интереса детей к изучению букв и звуков.

Коррекционные задачи предупреждения дисграфии и дислексии:

• Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.

Формирование и совершенствование пространственных представлений: ориентацию на листе, ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

• В процессе работы способствовать развитию у детей следующих психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей.

• Формирование навыков чтения.

Формирование навыков учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, контроль за собственными действиями.

• Привлекать родителей к более тесному сотрудничеству в коррекционной работе.

Задачи проекта решаются во время непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда, подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда, совместной деятельности воспитателя и детей (НОД, организации коррекционного сеанса, прогулки, др, самостоятельной деятельности детей (игры по выбору). Совместной деятельности родителей и детей в играх и выполнение домашних заданий учителя-логопеда. Основной принцип: знакомству с буквой предшествует добуквенный, звуковой период обучения. Звуковой анализ включает умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.

Обязательные игры на предупреждение дислексии. Дислексия очень часто бывает обусловлена несформированностью зрительных функций. Зрительное восприятие при чтении поддерживается совместной работой гностического и моторного компонентов зрения. Движения глаз детей с дислексией и их ровесников в норме имеют количественные и качественные различия, которые отмечаются при сканировании не только букв, слов и предложений, но и предметных изображений.

Специально подобранные игры и упражнения, направленные на профилактику дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые просты по содержанию, имеют несложную инструкцию и интересны для детей :

Задания для развития произвольного зрительного внимания, анализа и синтеза, зрительной памяти предлагаются детям на каждом занятии на разных его этапах.

Основные задачи развития и коррекции зрительного фактора:

• Развитие произвольного зрительного внимания

• Развитие навыков зрительного анализа и синтеза

• Развитие зрительной памяти

• Контроль за движением глаз

• Формирование пространственных представлений

• Расширение поля зрения

Кроме того, для ребёнка с дислексией любой текст – это «зашумлённое» изображение буквы.

Приемы: основной прием – игра (игра- как деятельность предполагает правила, образцы, средства, мотивация детей, проблемные ситуации, НОД, вопросы и ответы, составление звуковых схем, работа в малых группах.

При работе с буквой тоже есть особые специфические игровые приемы.

Так как дислексики часто имеют глобальное трёхмерное восприятие, им трудно воспринимать плоские двухмерные буквы. Для преодоления этого будут эффективны следующие упражнения:

• Вылепливание заданной буквы из пластилина

• Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.

• Обведи в каждой строке одинаковые буквы

• Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы.

• Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов.

• Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе.

• Обведение букв по трафарету.

«Распутай клубочек» написать смешавшиеся буквы

• Соединить заданные буквы в предложении, тексте, как вариант – зачеркнуть на странице текста заданную букву (во всех словах)

• Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.

Игры.

Магазин. Доктор Звуков. Игры с негритенком. Запретные звуки. Много слов (на заданный звук).Вкусные звуки. Том и Тим. Гласные-согласные. Заблудился (звук). Звуковое царство. Дворец гласных звуков. Братья ЭХ, УХ, АХ, ОХ. (Птичий двор –УХ. Скотный двор –ОХ. Магазин сладостей –ЭХ. Подбери имена для котят. Др игры импровизации.) Дом звуков. Звукоежка. Исправь букву. Подбери картинки к букве. Загадки и отгадки. Мама и малыш. «Накорми зверей», «Перевод с вороньего». «Перевод с гусиного».

Ожидаемый результат:

Дети знают буквы (не путают зрительный образ). С удовольствием, свободно манипулируют буквами, экспериментируют со словами, усвоили «слияние», владеют приемами слогового чтения.

Раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Повышение самооценки и уверенности в себе.

Самодельные книги «На что похожа буква», «Кроссворды».

Групповой праздник «Как хорошо уметь читать»

Перспективный план работы (декабрь – январь)

Лексическая тема: Зима

Содержание деятельности учителя-логопеда: Звук [Ш], [ Ш-С] и буква Ш.

Игры

• Пиши букву Ш (Соедини цифры)

• Найди букву.

• Буква по воздуху.

• Зашумленная буква.

• Почини букву (компьютерная игра «Лунтик учит буквы»).

• Составь слог (Договори слово).

• Чтение букваря Жуковой (Ш, Ш-С).

• Соотнеси картинки и слова.

• Кому картинку [с]-[ш]

Содержание деятельности воспитателя. Звук [Ш] [Ш-С] и буква Ш.

Игры:

• Много слов со звуком [Ш]

• Чтение букваря, буквы: Ш, Ш-С (индивидуально).

• Соотнеси картинки и слова (индивидуально)

Взаимодействие с родителями.

• Заполни таблицу, назови слова со звуками [С], [Ш] (по темам овощи, фрукты, одежда, мебель)

• Чтение букваря (Ш, Ш-С)

• Повторить задания к теме «Зима» по альбому «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» НЭ Теремковой.

Лексическая тема: Посуда

Содержание деятельности учителя-логопеда: Звук [Ы] и буква Ы

Игры:

• Пиши букву.

• Лепить букву из пластилина.

• Почини букву (компьютерная игра «Лунтик учит буквы»)

• Найди букву

• Гласные – согласные буквы

• Буква по воздуху

• Зашумленная буква

• Составь слоги (Договори слово)

• Чтение букваря, буква Ы

• Соотнеси картинки и слова

Содержание деятельности воспитателя. Звук[Ы] и буква Ы.

Игры:

Игра «Магазин» (предметы в названии которых есть звук [ы])

• Придумывание слов, содержащих заданную букву (Ы)

• Один - много (Посуда)

• Составь букву (палочки РЭМП)

• Зачеркнуть на странице текста заданную букву (Ы)

• Дермалексия – узнать букву, написанную на спине (на ладони)

• Чтение букваря (индивидуально)

Взаимодействие с родителями.

Повторить задания к теме «Посуда» по альбому «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» НЭ Теремковой.

Читать букварь.

Лексическая тема: Пища. Труд повара.

Содержание деятельности учителя-логопеда: Звуки [Л], [Ль] и буква Л

Игры:

• Пиши букву.

• Лепить букву из пластилина.

• Почини букву (компьютерная игра «Лунтик учит буквы»)

«Угадай на ощупь» (буква в мешочке)

• Игры Лебедевой «Трудный звук – ты наш друг»

• Найди букву

• Гласные – согласные буквы

• Буква по воздуху

• Зашумленная буква

«Слово рассыпалось»

«Буква потерялась»

• Составь слоги (Договори слово)

• Чтение букваря

• Соотнеси картинки и слова

Содержание деятельности воспитателя. Звуки [Л],[Ль] и буква Л

Игры:

Игра Магазин «Продукты питания» (продукты, в названии которых есть звук [л], [ль]).

• Придумывание слов, содержащих заданную букву (л)

• Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец» ла-ла-ла ….ло-ло-ло

Игра «Жадина» (мой, моя, моё, мои)

• Составь букву Л (палочки РЭМП)

• Зачеркнуть на странице текста заданную букву

• Дермалексия – узнать букву, написанную на спине (на ладони)

• Чтение букваря (индивидуально)

Взаимодействие с родителями.

• Назвать продукты питания, в названии которых есть звук [л], [ль]).

• Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец» (чистоговорки)

Читать букварь (Л)

Лексическая тема: Новый год. Елка

Содержание деятельности учителя-логопеда: Звуки [Л],[Р] и буквы Л-Р

Игры:

• Пиши буквы, слова.

• Почини букву.

• Назови букву правильно. (компьютерные игры «Лунтик учит буквы»)

«Угадай на ощупь» (буква в мешочке)

• Игры Лебедевой «Трудный звук – ты наш друг»

• Найди букву

• Гласные – согласные буквы

• Буква по воздуху

• Зашумленная буква

«Слово рассыпалось»

«Буква потерялась»

• Составь слоги (Договори слово)

• Чтение букваря

• Соотнеси картинки и слова

• Игротека

• Игры с буквами по выбору детей

Содержание деятельности воспитателя. Звуки [Л],[Р] и буквы Л-Р

Игры:

Игра Магазин «Игрушки» (игрушки, в названии которых есть звук [л]).

• Придумывание слов, содержащих заданные буквы (л-р)

• Загадки про буквы (Составь)

Зачеркнуть на странице текста заданные буквы: л,р.

• Дермалексия – узнать букву, написанную на спине (на ладони)

• Чтение букваря (индивидуально)

Взаимодействие с родителями.

• Назови дома игрушки, в названии которых есть звук [л]).

Читать букварь (индивидуально)

Лексическая тема «Зимующие птицы»

Содержание деятельности учителя-логопеда: Звуки [Н],[Нь] и буква Н

Игры:

• Пиши буквы, слова.

• Почини букву.

• Назови букву правильно. (компьютерные игры «Лунтик учит буквы»)

«Угадай на ощупь» (буква в мешочке)

• Игры Лебедевой «Трудный звук – ты наш друг»

• Найди букву

• Гласные – согласные буквы

• Буква по воздуху

• Зашумленная буква

«Слово рассыпалось»

«Буква потерялась»

• Составь слоги (Договори слово)

• Чтение букваря

• Соотнеси картинки и слова

• Игротека

• Игры с буквами по выбору детей

Содержание деятельности воспитателя. Звуки [Н],[Нь] и буква Н

Игры:

Игра Магазин «Игрушки» (игрушки, в названии которых есть звук [н], [нь]).

• «Зимующие птицы, в названии которых есть звуки [н], [нь] (синица, снегирь, поползень, ворона).

• Придумывание слов, содержащих заданные буквы (н)

• Загадки про буквы (Составь)

Зачеркнуть на странице текста заданную букву: н.

• Дермалексия – узнать букву, написанную на спине (на ладони)

• Чтение букваря (индивидуально)

Взаимодействие с родителями.

• Повторить задания к теме «Зимующие птицы» по альбому «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» НЭ Теремковой.

• «Зимующие птицы, в названии которых есть звуки [н], [нь]

Читать букварь (Л, Р)

Публикации по теме:

Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи как основа логопедической работы по коррекции звукопроизношения. Развитие.

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Солнышко лучистое» КОНСПЕКТ Открытой интегрированной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями.

Комплекс дыхательно-звуковой гимнастики для детей ЧБД и детей с тяжелыми нарушениями речи (5–7 лет) Цель: сформировать у детей навык правильного дыхания. Задачи: • упражнять в общеразвивающих упражнениях; • увеличить объем дыхания, нормализовать.

Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима» Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима» Задачи: Уточнять представления детей о сезонных.

Логопедическое коррекционно-развивающее занятие у детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Д] и буква Д» Цели и задачи: Коррекционно-образовательные. - Познакомить детей со звуком Д и буквой Д. -Учить определять позицию звука в слове. -Учить.

Образовательная деятельность для детей с тяжелыми нарушениями речи «Кубанская весна» ОД по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для.

Применение кинезиологических упражнений при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи На протяжении нескольких лет я работаю в режиме освоения, создания и распространения здоровьезберегающих технологий в работе с детьми с.

Проект «Буквы гласные мы знаем, без труда их называем» в группе для детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речиПроект «Буквы гласные мы знаем, без труда их называем» в группе для детей 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи Проект «Буквы гласные мы знаем, без труда их различаем» группа № 6 комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками.

Театрализованная деятельность в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Из опыта работы музыкального руководителяТеатрализованная деятельность в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Из опыта работы музыкального руководителя Театрализованная деятельность в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Из опыта работы музыкального руководителя. Арт-студия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповой образовательный проект «Мы играем и читаем» в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 6–7 лет
Опубликовано: 16 января 2016 в 09:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД