Приложение МААМ

Методика построения и проведения занятий по чтению художественной литературы. Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

Наталия Копылова
Методика построения и проведения занятий по чтению художественной литературы. Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Публикация «Методика построения и проведения занятий по чтению художественной литературы, Сказка „Крылатый, мохнатый да масленый“» размещена в разделах

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие :

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях зависит от типа занятия.

Типы занятий :

1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр;

г)И. К. Т. (использование коммуникативных технологий).

5. Чтение как часть занятия по развитию речи :

беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В структуре типичного занятия можно выделить три части.

1. Знакомство с произведением;

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущую образовательную тему с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение, имя автора.

2. Беседа о прочитанном.

проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь такого друга и почему? Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.

3. Повторное чтение.

Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще. При повторном чтении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Вот основные правила проведения занятия по худ. чтению.

1. На занятии должна присутствовать эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей.

2. Детям раннего дош. возраста воспитатель в оснавном читает наизусть;

3. Рассказываются только прозаические сказки,рассказы,повести ;

4. Дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос;

5. Воспитатель,читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст но и на лица детей, следить за тем,как они реагируют на его чтение;

6. Многократное чтение в дет. саду обязательно.

7. Текст всякого худ. произведения воспитатель читает, не прерывая себя;

8. Перед занятием проводят подготовку :

а)выбор произведения;

б)активизация личного опыта детей путём наблюдений, экскурсий, рассматривания иллюстраций;

в)объяснение незнакомых слов;

9. Воспитатель должен умело использовать методические приёмы, развивающие навыки слушания, запоминания, понимания.

Приёмы ознакомления с художественной литературой.

1. Выразительное чтение воспитателя.

2. Беседа о прочитанном:

- привлечение внимания слушателей к реальным объектам;

-постановка поисковых вопросов;

-сравнение со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения;

-подсказывание при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).

3. Повторное чтение произведения или отдельных его частей.

4. Рассматривание иллюстраций, игрушек,муляжей.

5. Объяснение незнакомых слов.

Одна из задач занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья.

Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста -- перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с.

3. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.

4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2004. 223 с.

Консультация для педагогов:

«Методика построения и проведения занятий по художественному чтению».

Подготовила:

Копылова Наталия Витальевна,

воспитатель МДОБУ «Краснооктябрьский детский сад

«Яблонька»(комбинированного вида).

2013г.

Публикации по теме:

Художественная литература в жизни ребёнка. Консультация для родителей младшей группы Проблема литературного развития детей на сегодняшний день волнует многих специалистов: учителей, воспитателей, психологов и др. Очень много.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика построения и проведения занятий по чтению художественной литературы. Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 11:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика построения и проведения занятий по чтению художественной литературы. Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Копылова (УИ 164301) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД