МААМ-картинки

Методы и приёмы развития фонематического слуха

Юлия Лембурова
Методы и приёмы развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Методы и приёмы развития фонематического слуха»

1 слайд

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия в дошкольном возрасте- это безошибочное усвоение письма и чтения в процессе школьного обучения.

2 слайд

Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка

Публикация «Методы и приёмы развития фонематического слуха» размещена в разделах

Речь детей характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, р заменяется л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука - рука, корова - коова и т. д. В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т. е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его.

Количество нарушенных звуков у ребенка может быть достаточно большим: до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха :

• недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

• недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

• глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Дети затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т. д.

Например: каркадил - крокодил, батуретка - табуретка, голопед - логопед, кипити - кирпичи, подоводчик- водопроводчик и т. п.

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Всю систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

3 слайд

4 слайд

1 этап - узнавание неречевых звуков.

ИГРА:

Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: лист бумаги, если его разрывать; мяч если ударить его о пол; линейка, если её ударить о предмет, баночка с фасолью если ею потрясти и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит перед ребёнком с закрытыми глазами.

5 слайд

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов по звуковому составу.

ИГРА:

Логопед выставляет перед детьми 3-х медведей (игрушки или картинки) : большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращённом варианте, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним, то высоким голосом. Ребёнок угадывает медведя. Включать запись с голосами животных взрослых и детёнышей, ребенок различает чей голос.

6 слайд

3 этап - различение слов по звуковому составу.

ИГРЫ:

Логопед выставляет в одну линию следующие картинки: крыша, коса, мишка, папа, почка. Затем даёт по картинке. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться такие ряды картинок:

Крыша коса мишка папа почка

крыса коза мышка баба бочка

7 слайд

4 этап - дифференциация слогов

ИГРЫ:

Предлагаются карточки с картинками на заданный звук и картонные по-лоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или конце) положена буква (или сигнал). В ходе игры логопед называет слово. Ребёнок определяет место звука и закрывает картинку соответствующей буквой.

С

С

С

Игра «Наоборот». Педагог бросает ребёнку мяч и называет слог, ребё-нок должен назвать оппозиционный слог и бросить мяч педагогу.

Например:

па- ба та- да

ка - га со - сё

ва-фа и др.

8 слайд

5 этап - дифференциация фонем

«Таблица - домик»

Ребенку показывают таблицу - домик, состоящую из 3 этажей, а сверху находится графическая схема, показывающая место заданного звука в слове. Ребенок должен разложить все данные картинки по своим «квартирам».

9 слайд

10 слайд

6 этап - определение количества, последовательности и места звука в слове.

1. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.

2. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове. Определить, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного, между заданными слогами.

Восприятие материала в занимательной форме вызывает у детей желание слушать, слышать и различать. Систематическая, планомерная работа по развитию фонематического слуха позволяет сократить сроки коррекции и достичь желаемого результата по преодолению речевых нарушений.

11 слайд -Спасибо за внимание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет Цель: - Закрепить правильное произношение звуков л-ль в речи - Учить дифференцировать изучаемые звуки. Оборудование: картинки мальчик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы развития фонематического слуха
Опубликовано: 29 января 2023 в 20:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы развития фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Лембурова (УИ 3168899) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД