Юлия Лембурова
Методы и приёмы развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Методы и приёмы развития фонематического слуха»
1 слайд
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия в дошкольном возрасте- это безошибочное усвоение письма и чтения в процессе школьного обучения.
2 слайд
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка
Публикация «Методы и приёмы развития фонематического слуха» размещена в разделах
Речь детей характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, р заменяется л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука - рука, корова - коова и т. д. В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т. е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его.
Количество нарушенных звуков у ребенка может быть достаточно большим: до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха :
• недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
• недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
• глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Дети затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т. д.
Например: каркадил - крокодил, батуретка - табуретка, голопед - логопед, кипити - кирпичи, подоводчик- водопроводчик и т. п.
Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
Всю систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
3 слайд
4 слайд
1 этап - узнавание неречевых звуков.
ИГРА:
Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: лист бумаги, если его разрывать; мяч если ударить его о пол; линейка, если её ударить о предмет, баночка с фасолью если ею потрясти и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит перед ребёнком с закрытыми глазами.
5 слайд
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов по звуковому составу.
ИГРА:
Логопед выставляет перед детьми 3-х медведей (игрушки или картинки) : большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращённом варианте, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним, то высоким голосом. Ребёнок угадывает медведя. Включать запись с голосами животных взрослых и детёнышей, ребенок различает чей голос.
6 слайд
3 этап - различение слов по звуковому составу.
ИГРЫ:
Логопед выставляет в одну линию следующие картинки: крыша, коса, мишка, папа, почка. Затем даёт по картинке. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться такие ряды картинок:
Крыша коса мишка папа почка
крыса коза мышка баба бочка
7 слайд
4 этап - дифференциация слогов
ИГРЫ:
Предлагаются карточки с картинками на заданный звук и картонные по-лоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или конце) положена буква (или сигнал). В ходе игры логопед называет слово. Ребёнок определяет место звука и закрывает картинку соответствующей буквой.
С
С
С
Игра «Наоборот». Педагог бросает ребёнку мяч и называет слог, ребё-нок должен назвать оппозиционный слог и бросить мяч педагогу.
Например:
па- ба та- да
ка - га со - сё
ва-фа и др.
8 слайд
5 этап - дифференциация фонем
«Таблица - домик»
Ребенку показывают таблицу - домик, состоящую из 3 этажей, а сверху находится графическая схема, показывающая место заданного звука в слове. Ребенок должен разложить все данные картинки по своим «квартирам».
9 слайд
10 слайд
6 этап - определение количества, последовательности и места звука в слове.
1. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.
2. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове. Определить, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного, между заданными слогами.
Восприятие материала в занимательной форме вызывает у детей желание слушать, слышать и различать. Систематическая, планомерная работа по развитию фонематического слуха позволяет сократить сроки коррекции и достичь желаемого результата по преодолению речевых нарушений.
11 слайд -Спасибо за внимание