Ирина Гурова
Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся работа по развитию фонематического слуха и подготовке органов артикуляционного аппарата ребёнка к правильному произношению звука. В зависимости от характера нарушенного произношения эти задачи могут решаться последовательно или параллельно.
Публикация «Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Е. М. Мастюкова отмечает, что работа над правильным произношением звука принесёт успех тогда, когда ребёнок будет уметь его слышать, так как регулятором нормированного употребления является слух.
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учётом характера нарушения произношения. Её нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Поэтому в ходе работы важно ограничить или исключить его проговаривание ребёнком, обеспечивая тем самым восприятие материала только на слух. Проговаривание ребёнком желательно подключить на тех занятиях, когда сравнивается его собственное произношение с нормированным.
Итак, игры по развитию слуха занимают важнейшее место в коррекции звукопроизношения у детей. Подбор игр идёт в определённой последовательности: сначала для развития слухового внимания, восприятия на материале неречевых звуков. После этого проводится цикл упражнений для развития речевого слуха (умения различать голоса людей, понимать смысл слов, фраз говорящего). И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха. С этой целью можно предложить следующие игры и игровые упражнения:
Слушание слов с заданным звуком.
- «Необычные слова» (без опоры на наглядность)
Взрослый произносит слова, а ребёнок молча слушает: «Я назову несколько слов, а ты внимательно их послушай (звук интонационно выделяется): санки, сумка, соль, маска, каска, лес…. Ты заметил (а, что слова звучали как-то необычно? Они как будто бы «свистели» («шипели», «рычали», «звенели», «жужжали», «гудели» и т. д., в зависимости от встречающегося в словах звука). Они так необычно «свистели», потому что в каждом из них есть звук «с» – «песенка водички». После этого целесообразно показать ребёнку символ звука (картинку).
- «Логопедическое лото»
Взрослый сам называет картинку, интонационно выделяя определённый звук, и даёт её ребёнку. Ребёнок молча располагает её на большой карте лото. Обобщение: «В каждом слове встречался звук «__» – «песенка «___».
- «Найди картинку»
Перед ребёнком – карточка с изображением разных предметов, в названии которых встречается определённый звук. Взрослый называет предмет, интонационно выделяя заданный звук. Ребёнок молча находит предмет на карточке и показывает его или кладёт на названную картинку мелкий предмет, например, пластмассовую геометрическую фигурку (камешек, пуговку).
Различение звуков в словах-квазиомонимах.
Для этого используются специально подобранные пары игрушек, названия которых отличаются одним звуком, а также карточки с парами картинок.
Сначала детей учат различать артикуляторно и акустически далёкие звуки («рак – мак», «рак – бак», а затем уже – близкие («рак – лак») и т. д.
Выделение заданного звука в звуковом ряду.
«Поймай звук»
В этом задании ребёнок должен каким-то образом отреагировать на услышанный заданный звук, например, «Когда услышишь звук «__» – «песенку ___» – хлопни в ладоши (топни ногой, подпрыгни, кивни головой, закрой глаза, покажи картинку (символ, букву, подними флажок и др. варианты). Сначала звуковой ряд не должен содержать оппозиционных звуков.
После того, как этим умением ребёнок овладел, можно учить его дифференциации (различению) звуков в звуковом ряду (в случае замены звука при произношении). В заданиях на дифференциацию ребёнок должен отреагировать на два звука: «Когда услышишь звук «с», хлопни в ладоши, «ш» – закрой глаза и т. д.
Выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия заданного звука в слове).
- «Поймай слово»
«Если услышишь слово со звуком «__», хлопни в ладоши (возможны разные варианты)».
- «Звуковая мозаика»
Для игры нужна карточка с клетками 3х3 (4х4). Взрослый произносит слова. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок выкладывает в клетке квадрат определённого цвета, если нет – клетка остаётся пустой. Выкладывать квадраты нужно в направлении письма и чтения (слева направо и сверху вниз). В результате получается узор. Можно предложить ребёнку подумать, что он напоминает.
Следует отметить, что сначала в словах, предлагаемых ребёнку для прослушивания тоже не должно быть оппозиционных звуков. После того, как ребёнок научится слышать заданный звук в слове, можно проводить упражнения на дифференциацию (в случае замены звука при произношении). Например, в игре «Звуковая мозаика» вместо пустых клеток будут выкладываться квадраты другого цвета (на слова с оппозиционным звуком).
- «Лишнее слово»
Взрослый называет 3 слова с заданным звуком, а одно – без этого звука. Ребёнок называет лишнее слово, например: «санки, кот, лес, сок».
Позиционный анализ
Взрослый называет слово, а ребёнок определяет позицию звука в слове, обозначая схематически (используется материал «Схема слова»).
Развитие фонематических представлений
* Упражнения на подбор игрушек или картинок с заданным звуком (на слух).
- «Подарим картинки ___»
Перед ребёнком – несколько картинок. Взрослый сам называет их. Если в слове находится заданный звук, то ребёнок выбирает эту картинку («дарит» её игровому персонажу, если нет – переворачивает вниз изображением.
- «Кто в домике живёт?»
Перед ребёнком – несколько картинок-животных и макет домика с окнами. На домике может быть символ звука или буква. Взрослый называет животных. Задача ребёнка – выбрать тех животных, в названиях которых встречается заданный звук.
- «Покажи только…»
Перед ребёнком – сюжетная картинка. Взрослый называет и показывает изображённые на ней предметы, а ребёнок показывает только те, в названии которых слышит заданный звук.
Аналогично можно провести игры «Кто полетит на самолёте?», «Кто едет в поезде?» и др. В подобных игровых упражнениях можно использовать игрушки.
- Графические задания.
Эти игровые упражнения аналогичны предыдущим, только выполняются на листе бумаги, например, «Положи на стол только предметы, в названии которых услышишь звук «___», «Обведи кружком предметы, в названии которых услышишь звук «___» и т. д.
Затем можно проводить упражнения на дифференциацию звуков (в случае замены при произношении). Упражнения «Кто в каком домике живёт?», «Лодочки», «Закрой картинки кружочками».
* Упражнения на подбор игрушек или картинок с заданной позицией звука (на слух).
- «Выбери картинки (игрушки, в названии которых звук находится в начале слова (в середине, в конце)». Педагог сам называет картинки, а ребёнок выбирает нужные.
- «Размести картинки по вагончикам».
Различение правильно и дефектно произнесённого звука (в чужой речи).
1) Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении.
- «Будь внимателен»
Взрослый показывает ребёнку картинку, например, «банан», и предлагает внимательно слушать. Если взрослый правильно называет картинку – ребёнок поднимает зелёный кружок, неправильно – красный:
БАМАН, ПАМАН, БАНАМ, БАНАН, ВАВАН, ДИВАН, БАВАН и т. д.
2) Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребёнка.
а) дефект произношения отличен от собственного;
б) дефект произношения аналогичен собственному.
- «Будь внимателен» (содержание упражнения меняется);
- «Два человечка»
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её. Если ребёнок слышит правильное название, то поднимает картинку с изображением весёлого человечка, неправильное – сердитого.
Дополнительная литература:
* Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
* Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, Изд. «Союз», 2000.
* Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989.
* Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : ВЛАДОС, 1994.
* Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СП. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.
* Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М. : Гном-Пресс, 1999.
* Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М. : МГОПИ, 1993.