Динара Музипова
Модель социального партнерства ДОУ и семьи в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития необходимо взаимодействие семьи и ДОУ. В ДОУ ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.
Публикация «Модель социального партнерства ДОУ и семьи в рамках ФГОС» размещена в разделах
Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство само ценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету ответственность за воспитание ребенка несете вы, родители, а ДОУ лишь призвано помочь, поддержать, направить и дополнить вашу воспитательную деятельность.
Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Поэтому необходимы взаимодействие и преемственность между ДОУ и семьей.
Детский сад – мир радости для детей. Мы, педагоги, в этом мире дарим радость общения детям, становимся их друзьями и партнерами в любых делах, помогаем каждому развивать свои потенциальные возможности.
Цель: повышение качества воспитания и образования детей.
Задачи:
• реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду;
• создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
• активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей;
• изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
• обогащать опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.
Принципы организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников :
• доброжелательность, доверие, открытость;
• целенаправленность, систематичность, плановость;
• дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
Этапы организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников :
1. Подготовка просветительских материалов для родителей, популяризация деятельности ДОУ.
2. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований к образованию детей.
3. Исследование адекватности родительской оценки детских способностей.
4. Разработка плана взаимодействия с семьями, предполагающего внедрение инновационных форм повышения педагогической компетентности родителей.
5. Мониторинг результатов взаимодействия с семьями.
Модели организации общения педагогов с семьёй
Наименование Направление Формы проведения общения
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе-дагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. • социологические опросы
• тесты
• анкетирование
• почтовый ящик
• информационные корзины
Досуговые Установление доверительных
отношений, эмоционального контакта по линии «педагог-родитель-ребёнок».
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках:
• «Встреча Нового года»
• «Масленица»
• «Праздник мам», «Праздник бабушек и дедушек», «Праздник пап»
• «Праздник урожая»
• «Спортивный праздник с родителями»
• «Мой любимы питомец», «Семейные театры»
различные выставки
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными
и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических
навыков воспитания детей.
• семинары-практикумы
• «круглый стол»
• конференции, мастер-классы, тренинги
• педагогическая гостиная
• проведение собраний, консультаций
• педагогические журналы
• игры с педагогическим содержанием
• педагогическая библиотека для роди-телей.
Наглядно-информационные Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
• выставки детских работ
• выставки совместных работ детей и родителей
• информационные про-спекты для родителей,
• «почта доверия»
• открытые просмотры различных видов деятельности детей в ДОУ
• видеоролики о жизни ДОУ
• выпуск газет
• организация мини-биб-лиотек по основным проблемам семейной педагогики
• информационные стенды
папки-передвижки
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается.