Папки-передвижки

Мордовские народные сказки — сокровище народа

Оксана Николаевна Полежаева
Мордовские народные сказки — сокровище народа

Сказки различных народов – это не только интересные литературные произведения, но и своеобразный источник необходимых знаний о том или ином народе. Изучение сказок различных народов, в частности, мордовского актуально, т. к. мордовская литература - составная часть литературы России. К тому же сказка помогает точнее понять национальный характер народов.

Публикация «Мордовские народные сказки — сокровище народа» размещена в разделах

С древнейших времен мордва живет главным образом в местностях, расположенных между реками Волгой, Окой, Сурой и Мокшей. Живя в лесу, люди занимались пчеловодством, охотой, земледелием. Женщины рукодельничали. По вечерам мордовские девушки собирались по 5-7 человек на посиделки, где за вышиванием приданого исполняли песни, сказки. На эти же посиделки в долгие зимние вечера приходили любители послушать или исполнить песню и сказку. Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов за пушниной, жили месяцами в лесах избушках, называемых зимницами. В долгие зимние вечера охотники проводили время за рассказыванием сказок.

Сказка в мордовском фольклоре стала один из самых распространенных жанров.

Фольклор - это устное народное творчество : былины, сказки, песни,частушки, пословицы, поговорки, загадки. «Фольк»народ, «Лоре» — знание, мудрость. Мудрость народа.

Народная сказка – эпическое произведение устного народного творчества. В словаре В. И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»

Сказка по – мордовски - ёвкс. А сказочников в старину называли бахарями. В давние времена грамотный человек был большой редкостью, поэтому сказки сочинялись и передавались устно, из поколения в поколение. И часто случалось, что новый рассказчик добавлял что-то своё к тому, что слышал. Так рождались разные варианты сказок. Сказочников возили с одних посиделок на другие. А за рассказывание сказок поили, кормили, принимали как почетного гостя.

И только во второй половине 19 века ученые филологи стали ездить по деревням, собирать и записывать мордовские сказки. А систематическое изучение мордовской сказки началось только в ХХ веке. Огромную работу в этом направлении проделал доктор филологических наук А. И. Маскаев - известный исследователь мордовского эпоса и в особенности мордовских сказок. Благодаря ученым филологам мы можем узнать, как раньше жил мордовский народ, что ел, что носил, чем занимался, во что верил, что любил и что осуждал.

А так как мордовский народ всегда жил рядом с русским, то и в сказках можно найти много общего, например: сюжет, главные герои, волшебные предметы. В некоторых сказках легко прослеживаются заимствования из русского фольклора.

По жанру сказки бывают : бытовые, волшебные, о животных.

Бытовые сказки.

В основе мордовских сказок лежат не только чудеса, но и действительность, народный повседневный быт. Из бытовых сказок мы узнаем как жил мордовский народ, чем занимался, что носил и что ел. Женщины носили «панар» - вышитые рубахи. На груди носили большое количество украшений. Это бусы, медные и серебряные подвески и конечно нагрудные «сюлгамы». Это украшение носили на груди, как бы закрывая ее от болезней и злых духов. Оригинальным и единственным в своем роде украшением был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 лет и носили всю жизнь. Красивы были женские головные уборы «панго». Каркасом для панго служила кора дерева, ее обтягивали красной тканью. Сзади панго оканчивалось покрывалом и украшалось вышивкой. На ногах носили лапти и сапоги. Ели кашу, щи, хлеб, а пили «пуре» - хмельной квас. Маму ласково называли «аквай», а старшую сестру «патькай».Мордва занимались огородничеством, охотой, рыболовством, различными ремеслами.

Герои мордовских бытовых сказок - портные, охотники, хлебопашцы…. Они очень трудолюбивы, хорошо владеют своим ремеслом, занимаются охотой, бортничеством, разведением домашнего скота, выращивают хлеб. Представители мордвы были очень трудолюбивыми, мастеровитыми людьми.

Сюжет в сказках развивается благодаря столкновению героя не только с волшебными силами, но и со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, герой всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего герою служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и плутовство.

Бытовые народные мордовские сказки : «Горячие сани», «Батрак Фока и поп», «Собачка Хвостик кренделем», «Пахарь, кузнец и плотник», «Быки провалились».

Сказки про животных.

Главными героями таких сказок были как домашние животные, так и дикие животные, которые обитали в лесах. Их наделяли человеческими чертами характера. Одни животные были добрыми, честными. Другие были злые, завистливые, хитрые.

Можно назвать такие сказки о животных, как «Лиса и медведь», «Как собака себе друга искала», «Пугливая мышь». «Благодарный медведь», «Петушок и кошечка»

Волшебные сказки.

Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки. В мордовских сказках очень много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить. Древняя мордва поклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Это и нашло отражение в мордовских сказках. Судя по сказкам, можно сказать, что мордовский народ жил в гармонии с природой, мордва одухотворяла, обожествляла в сказках природу, отсюда – заботливое отношение к природе, трепетное отношение ко всему живому.

В мордовских сказках самыми распространенными сказочными мифологическими героями являются: Вирява, Ведява, Варда, Юртава, Куйгорож и другие.

Вирява(«вирь» – лес, «ава» – мать, женщина) – пожилая злая хозяйка леса. Лес был одновременно и почитаемым, и страшным пространством. Когда охотники приходили в леса на промыслы – нужно было заговорить лесную хозяйку Виряву, чтобы она ослабила охрану своего царства, и можно было удачно охотиться. Тут и начинали своё дело сказители, которые ночи напролёт ублажали богиню волшебными рассказами. Считалось, что Вирява приходила слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время свободно ловили птицу и зверей.

Образ Вирявы противоречив. Она могла изменять свой облик и нрав. Чаще всего она виделась как обыкновенная женщина с распущенными до пят волосами в полном национальном наряде. Вирява была способна прийти и в село: в виде кошки, собаки, а то и волка. Вирява могла вывести заблудившегося из лесу, а могла и погубить, защекотать до смерти.

Ведява – русалка, хозяйка воды, была покровительницей плодородия. По религиозным воззрениям мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява- высокая женщина с длинными, до колен, волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Обычно она плещет водой или расчёсывает волосы. Ведява могла превращаться в разных животных и рыб, заманивать купающихся на глубокое место. Те, кому удавалось выплыть, избавившись от водяных, приносили жертвы — мелкие деньги, пшено для еды.

Варда – злое сказочное существо, ведьма.

Юртава – домовая, покровительница двора, хранительница хозяйства. Юртава часто встречается нам в мордовских народных сказках. Она любит во всём порядок. Юртаву представляют в виде женщины, одетой в мордовскую одежду, которая обитает в подполье, под печкой, в «красном углу». Проявляет она себя (видится во сне, плачет или кричит) к какому-то несчастью.

Паксява – покровительница поля.

Бурьяга – сказочный персонаж, напоминающий Бабу - Ягу.

Куйгорож – гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой. Дух обогащения, наживы и удачи.

Пурьгине паса – бог грома.

Наиболее характерными для мордовского фольклора можно считать волшебные сказки типа : «Дуболго Пичай», «Звериное молоко», «Мальчик с пальчик», «Три царства», «Вирява», «Ведява», «Варда» и другие. Даже из перечисление названий можно понять, что одни мордовские сказки не отличаются от сказок других народов, другие похожи на них, третьи имеют совершенно оригинальные сюжеты. Таково же и соотношение персонажей. Положительными героями бывают богатыри, царевичи, сыновья купцов, крестьян. Отрицательными действующими лицами мордовской волшебной сказки являются змей, Кощей, Вирява, упырь, жена-колдунья, злой царь, великан, Варда и другие. Образы Вирявы, Ведявы, Пурьгине паса, наделенные национальными особенностями, занимают большое место в мордовском фольклоре, оказывая большое влияние на оформление мордовской сказки в целом.

В мордовских сказках говорится как о нравственных положительных качествах, которые ценились в народе, так и о отрицательных, которые по мнению мордовского народа были достойны порицания. Герои, наделённые дурными качествами, всегда наказывались в сказках. Именно об этом говорится в мокшанской сказке «Куйгорож». Куйгорож» - сказка, записанная только на мокша - мордовском языке в 1948 году в городе Ковылкино известным сказочником И. Сезиным по просьбе учёного-этнографа К. Т. Самородова. (К. Т. Самородов собирал и литературно обрабатывал сказки.) По мотивам этой сказки известный московский режиссёр – аниматор Андрей Меринов снял мультипликационный фильм «Что делать, или куйгорож». В сказке осуждаются : лень, алчность, завистливость, желание разбогатеть за счёт чужого труда.

Образ народа в мордовских сказках слагается из таких нравственных качеств, как …трудолюбие, владение ремёслами, мастерство, мудрость, доброта, незлобливость, отзывчивость, готовность прийти на помощь, уважение к старшим, почтитель

Мордовская сказка, наполненные верованиями и мордовских сказках формируется на основе общечеловеческих ценностей, в связях с бытом, с историей, воззрениями народа.

Мордовские сказки и по сей день служат объединяющим фактором для народа мордвы, они передают традиции и культуру от поколения поколению, рассказывают о героях народа, учат младших, как следует жить и каких принципов придерживаться в жизни. Фольклорные произведения мордвы – настоящее сокровище народа!

Публикации по теме:

Пальчиковый театр из фетра «Русские народные сказки»Пальчиковый театр из фетра «Русские народные сказки» Всем добрый день! Наконец-то закончила пошив второй книги из фетра "Русские народные сказки". В книге четыре сказки : "Репка", "Теремок",.

Акция в старшей группе «Я сокровище твое, пристегни меня»Акция в старшей группе «Я сокровище твое, пристегни меня» Акция в старшей группе «Я сокровище твое, пристегни меня» Пусть услышит целый мир, Ребенок – главный пассажир! Жизнь его ценна, ты знаешь,.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки»Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки» Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения- ЛЭПБУК. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков.

Методическая разработка в сопровождении с презентацией «Мордовские народные сказки» В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов.

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки» Цель: - Закрепление представления о жанре «сказка»; Задачи: - Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний. - Развивать речь.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мордовские народные сказки — сокровище народа
Опубликовано: 24 марта 2020 в 21:45
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД