Получи документы

«Мордовские узоры». Организационная образовательная деятельность в подготовительной группе

Ирина Заколичнева
«Мордовские узоры». Организационная образовательная деятельность в подготовительной группе

Цель: приобщение детей к истокам мордовской национальной культуры.

Задачи: -Расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления.

Публикация «„Мордовские узоры“, Организационная образовательная деятельность в подготовительной группе» размещена в разделах

-Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы, обогащать словарь детей (мордва, русский, мордовский, национальный, узор).

- Знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести рисование элементов – «восьмиконечная звезда», «ступеньки», развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.

- Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры.

Ход занятия:

- Ребята, как вы думаете, что мы называем Родиной? (ответы детей)

-Родиной мы называем Россию. Но на её просторах есть место, где мы с вами, ребята, родились и живём. Это наша малая родина – Мордовия.

Ты моя Родина, край мой Мордовия! В жизни опора, любовь и судьба. Мокша и эрьзя, русские братья… Мы твои дети, славим тебя!

- Посмотрите – это флаг и герб Республики Мордовия. Кто мне напомнит - из каких цветов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)

-Правильно, белый цвет означает мудрость; темно-красный отражает давние традиции мордвы; темно-синий цвет символизирует напоенную влагой плодородную землю.

- Теперь вспомните столицу нашей республики, столицу Мордовии? (Саранск)

- Молодцы, ребята!

- Как прекрасна мордовская земля! Здесь сменяют друг друга дремучие леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, необъятная ширь голубого неба с белыми облаками, зеленый ковер лугов. Синь небес отражается в реках Мокши и Суры.

- Ребята, давайте вспомним стихи о родном крае, о Мордовии, которые учили на предыдущих занятиях.

Мордовский край! Родимая Отчизна! Мне близок к сердцу каждый уголок, И пенье птиц, и щебет соловьиный, Краса полей и широта лесов.

В России средь березовых просторов, Полянка есть – Мордовия моя. Она – как песня матери, С которой за горы уходил и за моря.

- Земли есть и красивей – Мне не надо иной: Ты ведь тоже Россия, Край мордовский родной.

Мордовия моя – леса и пашни, Цветов и птиц привольная страна, Ужели стороны родимой краше На свете есть другая сторона.

- На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва : мокша и эрзя, татары и другие народы.

- У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является: рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку).

- И мордовские женщины издавна гордятся своим национальным костюмом. Рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм. (Выставляется кукла в мордовском национальном костюме) - Это рубашка, по - мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка? (красная и черная)

- Обратите внимание, вышивка расположена на подоле, горловине и на рукавах.

- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? (из треугольников, квадратов, крестиков, ромбов, ступенек)

- А чем подвязывается рубашка? (поясом)

- Верно, рубашка подвязывается поясом. По – мокшански – карькс. Посмотрите, как украшен пояс. Это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят.

-А на рубашку надевается передник. Передник бывает разного цвета: красный, синий, зеленый.

- Что завязывали мордовские женщины на голову? (платок)

- На голову женщины завязывали в виде чалмы большой с кистями платок – руця. На ногах носили лапти. Их плели из лыка. В праздники мордва носили сапоги «сермаф кямот». Начало их голенища у подъема собрано в мелкие складки. Они похожи на меха гармошки.

- Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их - великое множество. Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала наших предков от болезней и злых духов.

- Подойдите ко мне и поближе рассмотрите мордовский костюм.

(дети рассматривают костюм, воспитатель отвечает на их вопросы)

- А теперь давайте немного отдохнём.

Все ребята дружно встали Выпрямится.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели Присесть.

И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.

- Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете орнаментом мордовский костюм. Приглашаю вас в мастерскую мордовских художников.

(выставляются образцы)

-Вспомните, какие цвета используются в мордовском орнаменте? (красный, черный)

- Где в мордовском наряде расположен орнамент? (Около горловины рубахи, на рукавах, внизу рубахи)

- Правильно, наши предки считали, что это защищает хозяина одежды от всего плохого.

- Какие элементы узора вы знаете? (крест, ромб, галочка)

-Вы можете создавать узоры из уже знакомых вам элементов, ритмично располагая их.

(воспитатель напоминает способы рисования элементов мордовских узоров)

- Также хочу познакомить вас с новыми элементами – «восьмиконечная звезда», «ступеньки».

(воспитатель показывает способы рисования)

-У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма. Рассмотрите их. А сейчас каждый из вас придумает свой узор для мордовского костюма. (Убираю образцы).

Под аудиозапись «Звуки природы» дети приступают к работе.

(В ходе руководства работой детей, воспитатель напоминает, что необходимо нарисовать сначала все элементы узора одного цвета, потом промыть кисть и рисовать другим цветом. Также подсказывает, что необходимо набирать немного краски на кончик кисти и рисовать концом кисти, чтобы получились тонкие линии. Поощряет детей, которые придумали свой интересный узор, тех, кто рисует аккуратно и старается.)

- Дети, давайте вместе рассмотрим наши работы. (выставляются работы детей)

- Какие цвета и элементы вы использовали? (ответы детей)

- Какие элементы узора вы использовали? (крест, ромб, галочка, ступеньки, восьмиконечная звезда)

- Мне очень понравилось, что вы уже многое знаете о нашей родной республике - Мордовия. И я довольна тем, как вы отнеслись к выполнению задания, хочется отметить вашу аккуратность при выполнении работы. Вы настоящие мордовские мастера. Молодцы!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Маленькие граждане России»Фотоотчёт «Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Маленькие граждане России» Фотоотчёт "Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Маленькие граждане России». Выполняем перестроение с флагами:.

Непосредственная образовательная деятельность «Остров дружбы» в подготовительной группе компенсирующей направленности Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Физическое развитие».

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Светлая Пасха» (фоторепортаж)Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Светлая Пасха» (фоторепортаж) Интеграция образовательных областях: Художественно – эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие. Цель:.

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р»Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р» В рамках реализации проекта "Комиссурики" подготовили и провели: учитель-логопед Карабчукова И. В., музыкальный руководитель Швец Т. Ю..

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Пока мы живы, будем помнить!» ВидеоНепосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Пока мы живы, будем помнить!» Видео Пока мы живы! Будем помнить! Цель: Систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне. Обучающие задачи: 1. Расширять представление.

Непрерывная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»Непрерывная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик» Цель: Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки.

Образовательная деятельность «Правила движения» в подготовительной группеОбразовательная деятельность «Правила движения» в подготовительной группе Продолжая работу по теме недели: "Транспорт" Подготовила и провела образовательную деятельность. Начала с приветствия. Вы ребята проходите,.

«Путешествие на остров Грамматики». Образовательная деятельность для детей подготовительной группы в соответствии с ФГОС -Сегодня, ребята, наше занятие не совсем обычное. Оно необычное по нескольким причинам. Во-первых, никто из вас еще не знает, чем сегодня.

Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт»Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт» Технологическая карта организационной учебной деятельности для 2 младшей группы Образовательная область: «Творчество» Раздел: Рисование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мордовские узоры». Организационная образовательная деятельность в подготовительной группе
Опубликовано: 29 сентября 2022 в 11:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД