Наталья Холодова
Опыт работы «Мультипликация в детском саду как средство всестороннего развития личности ребёнка» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
«Мультфильм своими руками» МБДОУ №7 «Ягодка» г. Пензы
Видео : https://www.youtube.com/embed/WdIDhovRwdAКак часто приходится слушать от родителей такие высказывания как: "У меня очень развитый ребенок - он знает, как включать и выключать планшет", "Он же играет на компьютере и знает все современные модели телефонов, значит, он развитый ребенок". Но помимо навыков включения и выключения компьютера ребенку в жизни еще многому нужно научиться, прежде всего - общаться с окружающими людьми, так как человек социальный объект и живет и развивается в социуме.
Публикация «Опыт работы „Мультипликация в детском саду как средство всестороннего развития личности ребёнка“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Стоит немаловажный вопрос, как же заинтересовать ребенка какой-либо полезной для него деятельностью? Как мотивировать его? На помощь приходят все те же технические средства и так называемые "гаджеты". Раз уж детям это столь интересно, почему бы не позволить им более тщательно разобраться в возможностях современных компьютерных технологий с пользой для их развития. Наверняка ребенку будет также интересно узнать, как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик про Карлсона - нарисованный, а про Домовёнка Кузю - кукольный. А создавать собственные мультфильмы с помощью того же компьютера и фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового и развитием практически всех сфер психики.
В поиске решения этой проблемы я решила открыть для себя «анимационную педагогику». Я поняла, что мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности. В этом универсальность анимационной педагогики. Работая над мультфильмом, дети придумывают сценарий, изготавливают декорации, персонажей мультфильма, иногда сам сюжет заставляет осваивать детей новые виды продуктивной деятельности (пластилиновая сказка заставит освоить технику лепки из пластилина, пластилинографию и т. д.). Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников.
В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности. В этом целостность анимационной педагогики. Кроме того, работа над фильмом формирует личностные качества : инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т. д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат.
Шагая в ногу со временем, я изучаю инновационные процессы, которые касаются обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Мною был разработан проект «Мультипликация в детском саду как средство всестороннего развития личности ребёнка». На базе моей группы была организована мультстудия «Мурзилка».
Целью деятельности мульстудии «Мурзилка» является развитие творческой деятельности детей в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма). При этом сам мультфильм является не целью, а лишь средством развития ребенка.
Занятия в мультстудии проводятся два раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Большая часть программного материала реализуется в ходе свободного общения с детьми через организацию творческой деятельности детей, в процессе речевых игр, продуктивной деятельности, ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.
К концу первого года работы в мультстудии дошкольники самостоятельно проводили покадровые съемки, используя фотоаппарат, имеют представление о необходимом для этого оборудовании, правилах записи звука в специальной компьютерной программе.
Наши первые зрители – родители и друзья. Мы приглашали их на премьеру новых мультфильмов. Родители стали активными зрителями, проявляли желание стать полноправными участниками мультстудии. Так рождались домашние мультстудии.
Каждое занятие детей в нашей мультстудии подчинено определенным принципам:
• тематический принцип, в основе планирования занятий лежат разные «темообразующие» факторы: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу мультстудии в целостный образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно;
• развитие детей в порядке усложнения: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров;
• реализация деятельности от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть полностью готовый мультфильм, либо отдельные творческие работы, создаваемые в ходе его подготовки (история-сценарий, персонажи мультфильма, декорации);
• взаимосвязь творческого и познавательного развития. Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки.
Век информационных технологий позволил нам не только заняться изучением искусства анимации, но также попробовать своими силами создать мультфильм, вовлекая в процесс своих воспитанников. Создание мультфильма с участием детей - это увлекательный и веселый процесс.
Процесс создания мультипликационного фильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей и других специалистов дошкольного учреждения, который включает в себя несколько этапов:
Возникновение идеи. Главными генераторами идей являются дети. Тематика сюжетов будущих мультфильмов берется из жизни, чтения произведений художественной литературы, просмотра телепередач и других источников.
Разработка сюжета и зарисовка мультфильма. На данном, достаточно длительном этапе, дети с помощью взрослых (воспитателей, родителей) продумывают, сочиняют сюжет будущего мультфильма и затем зарисовывают его. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир.
Съёмка мультфильма. Преимущественно в этот период идет работа руководителя студии с малыми подгруппами детей, при этом используется достаточно простая и доступная техника перекладки.
Озвучивание мультфильма. Во время озвучивания придумываются и воплощаются перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирается или сочиняется музыка.
Монтаж. В присутствии детей руководитель студии монтирует все части мультфильма вместе.
Результатом творческой коллективной деятельности становятся мультики-перекладки, которые настолько интересны и самобытны, что воспринимаются как полноценные произведения искусства.
Таким образом, мультипликационная студия является неоспоримой инновацией в деятельности ДОУ, универсальным образовательным пространством, внутри которого, благодаря особой системе взаимоотношений взрослых и детей, происходит целостное развитие личности ребенка, раскрытие внутреннего мира каждого воспитанника.
Этапы технологии создания мультфильма :
Технология изготовления проста и понятна не только взрослому, но и ребенку. Детям это принесло огромное удовольствие и радость.
На первом этапе, когда было принято решение создавать мультфильмы, мы вместе с детьми изучили саму профессию мультипликатора.
На этом этапе проявился познавательный интерес детей, они самостоятельно и при помощи взрослого изучали профессии мультипликатора, сценариста, художника-постановщика, а также узнали много нового о создании самого мультфильма. Когда дети поняли, что такое мультипликация, мы приступили ко второму этапу.
На втором этапе мы стали подбирать сюжет для нашего мультфильма. Сначала инициатором сюжета был педагог, а после дети сами стали предлагать сюжет. Здесь возможно выбирать и уже известные литературные произведения, и сказки, придуманные самими детьми. Можно также использовать тематические сюжеты, связанные с ознакомлением с окружающим миром, основами безопасного и экологически грамотного поведения, развитием математических представлений, началами грамоты, и другие образовательные сюжеты. На этом этапе проявился весь творческий потенциал детей и их индивидуальность.
На третьем этапе мы решили, что необходимо выбранные сюжеты (в первую очередь сказочные) рассмотреть при помощи театральной деятельности. Ведь мультипликаторы - те же актеры : чтобы увидеть, почувствовать их деятельность, необходимо окунуться в нее с головой. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Мы проиграли эти произведения различными видами театра. Это помогло также и на озвучивании самого мультфильма. Дети уже знали, какую интонацию необходимо выбрать для того или иного героя.
Четвертый этап - подбор музыки для будущего мультфильма. Музыка позволяет создавать более яркие образы, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей во время работы, концентрацию внимания. Важно было подобрать совместно с детьми такую музыку, чтобы она создавала определенное настроение, эмоциональное видение героев сказки, но не отвлекала детей, создававших мультфильм и в будущем ставших зрителями, от сюжета самого мультфильма, а поддерживала определенный эмоциональный настрой. Благодаря музыке стимулируется эмоциональное и эстетическое восприятие материала.
На пятом этапе дети приступили к рисованию самих персонажей. Каждый ребенок принял решение, какого персонажа он будет рисовать. Мы с детьми обсуждали каждого сказочного героя, персонажа.
На шестом этапе мы с детьми приступили к изготовлению самого мультика. Действие разворачивалось на горизонтальной плоскости, штатив с фотоаппаратом устанавливали объективом вниз, состоялась съемка статичных картинок - фотографий.
На седьмом этапе начался монтаж мультфильма (это, конечно, работа взрослого). Отснятые фотографии переносили на компьютер. После того как все персонажи были введены в компьютер, началось озвучивание самого мультфильма (творческая подготовка которого осуществлялась во время театрализованной деятельности, мы размещали снимки, музыкальное сопровождение, голосовые записи в программе для верстки, монтировали сам мультфильм.
Огромную роль играет просмотр самого мультфильма. Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, при съемке нового мультфильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные мультики, видят своих нарисованных героев, которые говорят их голосами, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием показывают его своим родителям, проговаривая, как они делали его. В дальнейшем мы стали делать не только рисованные мультфильмы, но также и другие их виды: мультфильм на основе пластилина, мультфильм из природного и бросового материала. Можно использовать все, на что способна фантазия!
Есть положительные моменты, которые позволяют считать проектную мультипликацию интересной и уникальной: создание мультфильмов не требует специально отведенного времени, естественно вписываясь в любой вид деятельности детей; оно оказывает влияние на всю группу детей и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку; улучшает эмоциональное самочувствие детей, так как процесс создания мультфильмов увлекательная содержательная деятельность, где есть место каждому ребенку, дети видят результат своей работы; многие этапы создания мультфильма включают игровые формы. Положительный эффект проявляется достаточно быстро: дети становятся более раскрепощенными, становится более содержательной их коммуникация, они узнают много нового и интересного, качественно меняется восприятие детьми современных мультфильмов; происходит интеграция всех областей образования и видов детской деятельности.
Кроме всех позитивных моментов организации совместной творческой деятельности педагога с детьми в детской мультстудии, есть еще один не мало важный фактор в организации мультстудии в условиях ДОУ : для того, чтобы создавать мультфильмы не требуется особых материальных затрат. Все необходимое программное обеспечение находится в комплектации операционной системы Windows (Киностудия Windows Live или Windows Movie Maker, программа записи звука, для покадровой съемки возможно использование самого простого цифрового фотоаппарата на штативе.
Я уверена, что организация мультстудии в детском саду имеет важность в достижении целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.
Мною были разработаны этапы реализации проекта в нашем детском саду.