Марина Мозговая
Опыт работы «Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13
Муниципального образования Иркутской области
«Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Воспитатель: I квалификационной категории
Публикация «Опыт работы „Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Мозговая Марина Васильевна
г. Усть-Кут, 2015г
«Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
В современных условиях развития детей дошкольного возраста все более значимыми оказываются их двигательная активность, закаливание, которые обеспечивают здоровье, энергию, хорошее настроение. Одной из форм активного отдыха являются походы и экскурсии. 2 Эта форма, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья, общения с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. 3 Вместе с тем, все это доставляет детям радость, создает условия для развития познавательной активности: дети учатся подмечать в природе интересное, видеть красоту окружающего мира.
4 Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. 5 ФГОС ДО направлен в первую очередь на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей.
6 Туризм является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и соотносятся с физическими возможностями детей. Он развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость.
Проектирование задач предстоящей экскурсии – одна из основных целей моей работы. 7 На этом этапе проводится подготовительная беседа. В ней я использую словесные задания, в которых содержится проблемный вопрос. Например: «Почему деревья не падают?», «Где птички находят воду?», «Почему в лесу тихо?» и другие. 8 В своих беседах, также использую ситуации, которые пробуждают в детях гуманные чувства, детям предлагается подумать: о чем может рассказать сломанная веточка, как сохранить зеленый покров земли, что будет, если мы будем оставлять мусор в лесу, на речке? Перед походом с детьми закрепляем правила техники безопасности и поведения в лесу, с помощью дидактических игр «Что было бы, если из леса исчезли…», «Какого растения не стало?», «Четвёртый лишний» и др. Из бесед дети узнают о лесе, его обитателях, о бережном отношении к ним.
9 Во время наблюдений дети усваивают разные знания - устанавливают свойства и качества, структуры и внешнее строение предметов, причины изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.
10 Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Например, наблюдая на участке за деревьями, дети закрепляют названия деревьев (ель, береза, учатся мыслить логически: из каких частей состоит дерево, кто или что помогает расти растениям.
11 Так же в своей работе активно использую игры-тренинги, которые включают элементы психогимнастики в различных видах детской деятельности. Разработанные занятия направленны на формирование самооценки и навыков общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.
Цель основного этапа – проведение экскурсий – обобщение, уточнение представлений об объектах природы.
Во время данного этапа дети наблюдают за природными объектами. 12 За неделю до похода вывешиваем для родителей красочное объявление о предстоящем мероприятии. В нем заявляем название похода, цель и представляем маршрут. Особое внимание родителей уделяем на подготовку спортивной одежды для детей, рюкзаков, соответствующих по размерам их возрасту, на «сухой паек» для питания. План и маршрут согласовывается с заведующей и медицинской сестрой.
13 Походы организуем в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурного занятия на воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.
14 По улице дети идут парами. Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе.
15 По сигналу воспитателя дети делают привал. На привалах проверяем одежду и обувь детей, чтобы не допустить разного рода травм.
16 Во время остановок включаем хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее «Через ручеек», «Самолеты» и другие.
Отдохнув, «туристы» продолжают свой путь. Выйдя на лесную полянку, прислушиваются к голосам птиц, наблюдают за насекомыми, любуемся красотой пейзажа.
17 Зимой, как и в теплое время года, ребенку важно бывать на свежем воздухе. Регулярная физическая активность на свежем морозном воздухе способствует укреплению иммунитета, а также является одним из видов закаливания детского организма.
18 Каждый наш поход не обходится без сюрпризного момента. То из леса выйдет Лесовичек, и принесет конверт с заданиями. В зимний денек выйдет из заснеженного леса Дед Мороз, со своим чудесным мешочком, или Баба Яга, которая хочет запутать детям все дорожки.
Дидактические игры, которые проводят с детьми сказочные герои, ориентированы на предоставление детям возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть разнообразными: «Помоги дереву», «Лес любит тишину», «Осторожно, муравей».
19 После игр все дети со своими бутербродами, располагаются в месте для отдыха, угощают друг друга, проявляя при этом огромное удовольствие.
20 Подкрепившись, дети выбирают самостоятельный вид деятельности. Они бегают, прячутся за деревья, играют в прятки. После активного движения все вместе начинаем собирать палочки, веточки, рассматривать их, сравнивать. В летний период времени заготавливаем лекарственные травы для фиточая, природный материал для коллекции, собираем камушки для художественного творчества. Выполнив все задания, дети находят под деревом какой-нибудь сюрприз из сладостей.
Перед тем как возвратиться из леса дети и взрослые приводят в порядок место отдыха.
21 Главная цель заключительного этапа – подведение итогов экскурсионной работы. В творчестве ребенок выражает свои впечатления, показывает отношения к миру природы. Совместно с детьми мы составляем книгу сказок. Например, ребенок может сочинить рассказ, какие сказки им могла бы поведать старая ель. Через рассказ можно понять отношение ребенка к различным экологическим ситуациям.
Таким образом, походы и экскурсии помогают детям расширить представления детей об экологических системах (лес, речка, сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.
22 С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет преимущества перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
23 Так, в нашей группе, была проведена экскурсия в подводный мир. Дети с помощью презентации пополнили знания о подводном мире, его обитателях, расширили словарный запас детей, развивали мышление, речь, умение передавать выразительными движениями (под музыку) образов подводных обитателей, развивали мелкую моторику.
24 С целью привлечение внимания детей и взрослых к проблеме засорения окружающей среды. Формирование у детей и взрослых гуманного бережного отношения к окружающей действительности, в нашем ДОУ прошла акция «Дети против мусора». В один из дней был запланирован и проведен экологический десант. 25 Вооружившись подготовленным оборудованием, все отправились на борьбу с мусором. Собирая мусор на берегу реки Лена, взрослые строго следили за безопасностью детей, все пользовались резиновыми перчатками. Дети брали только относительно чистые банки и бутылки, не трогали аэрозольные баллончики, упаковки от химических веществ, лекарств. Весь собранный мусор сложили в пакет и отнесли в мусорный контейнер.
26 Одной из эффективных форм сотрудничества с родителями оказались совместные проекты. Они позволили установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи приобщить родителей к проблеме экологического воспитания детей.
27 В течение года совместно с детьми и родителями реализовывались следующие проекты: «Растения нашего края», «Покормим птиц», «Путешествия по родному краю», в ходе которых дети совместно с родителями подбирали необходимые материалы, о животных, растениях, семейных походах и путешествия.
28 Туристическая деятельность будет целесообразной, если соблюдать принцип систематичности и последовательности. С этой целью был разработан перспективный план походов и экскурсий на природу.
29 Проведенная работа позволила сделать вывод о том, что детский туризм многосторонне влияет на развитие личности. Походы, экскурсии дают детям возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. 30