Лучший педагог года

Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста»

Чикина Ольга Леонидовна
Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста»

Инновационный опыт работы

«Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста»

О. Л. Чикина, воспитатель МБДОУ №52

комбинированного вида г. Орла

Публикация «Инновационный опыт работы „Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Формирование навыков мелкой моторики руки важно для общего физического и психологического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительных умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков "говорит" о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Начиная работу по данной теме, мною была изучена методическая литература, изучена диагностическая методика обследования развития мелкой моторики рук, составлен перспективный план работы с детьми и родителями, разработаны и изготовлены необходимые пособия и материалы, подобрана картотека, дидактические игры, пальчиковые игры и упражнения, способствующие речевому развитию детей.

На начальном этапе работы : учу детей свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специальных упражнений. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом слежу, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагаю ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание.

На следующем этапе обучаю детей приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик - ежик, прищепки, тренажер "Каштан".

После выполнения самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.

Провожу упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения - игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры - манипуляции, игры-потешки. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Далее провожу упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками, проволокой и т. д.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета. Использование упражнений, игр, заданий для развития мелкой моторики дает положительную динамику в развитии речи детей.

В своей работе с детьми по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

- задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.

- учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

-работу провожу регулярно, систематически.

- соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

- повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

- забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям

- стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Эффективным средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно -ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают эмоциональное напряжение, развивают воображение.

Пересказ художественной литературы, потешек - расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас, развивает мелкую моторику рук.

Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста может осуществляться как в системе занятий, так и в самостоятельно деятельности детей. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Для того, чтобы выполнение упражнений стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы: пальчиковая гимнастика; показ при помощи рук различных изображений «очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т. д., которыми может сопровождаться пересказом потешек или сказок; конструирование из счетных палочек; обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.).

Восторг вызывает у детей создание в группе запланированного

беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелки кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации («радуга», выполнение аппликации из природного материала (семян, яичной скорлупы и т. п.). Интересно детям нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму, создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей; сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок; завязывание бантов и узлов различной конфигурации; перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т. д.)

Во время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, выполнять их по этапам совместно, не забывать хвалить ребенка.

Список литературы:

1. Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание, № 8, 1990. – с. 62-65.

2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей. – М., 2003. -136 с.

3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 199 7.

4. Жукова О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 14-16.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. / М. М. Кольцова. – М., 1993. - 132 с.

6. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3. - С. 28-35.

7. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизиологическом развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2005, № 1. - С. 60-64.

8. Рузина М. С, Афонькина С. Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых. – СПб. : Кристалл, 1997. - 336 с.

9. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000.

10. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольников. – М., 2003

11. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для дошкольников

12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996. - 32 с.

13. Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6 комбинированного вида" города Пикалево Индивидуальный план.

Инновационный опыт «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Цель иследования Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие.

Инновационный опыт «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений.

Описание системы работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Попробуйте сделать пальцами рук собачку или зайца. Это совсем не сложно скажите вы. Не сложно, когда вы умеете управлять своими пальцами.

Опыт работы «Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Опыт работы «Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии»Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии» .

Педагогическая концепция «Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» "Аппликация,как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста". Я, Чучалова Татьяна Николаевна –воспитатель муниципального.

Развитие мелкой моторики и координации движений у детей раннего возраста — как одно из условий развития речи детей. Значение мелкой моторики очень велико. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитию речи. Это происходит потому, что при выполнении.

Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 сентября 2017 в 23:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД